Для генерального директора автомобильного завода «Урал» Павла Яковлева это не просто слова, а один из главных принципов его деятельности.
Павел Яковлев из тех руководителей, которые не очень любят появляться в СМИ, кредо которых — дела говорят лучше слов. И хотя генеральный директор автозавода успешно руководит Челябинским региональным советом Союза машиностроителей России, экспортным советом при Челябинской области, Союзом промышленных предприятий Миасса, политиком он себя категорический не считает, предпочитает напоминать собеседникам: «Я больше по гайкам».
Но накануне 80-летия выпуска первого уральского автомобиля для «МР» было сделано исключение — мы узнали не только о планах, но и о взглядах Яковлева на дальнейшее развитие не только завода, но и города, о будущем, которое нас ждет, и о том, что нужно делать сейчас, чтобы это будущее не разочаровало.
Главное — что в голове
— УралАЗ — это город Миасс! В этих словах из гимна автозавода заложен глубокий смысл, а не только географическое расположение завода. С осени 41-го года, когда началась эвакуация на Урал московского автозавода, жизнь Миасса коренным образом изменилась. По сути, он пережил второе рождение — из городка золотоискателей и купцов стал индустриальным центром…
— Текст гимна — абсолютная правда. Когда я впервые приехал в Миасс в 1994 году, еще не работником завода, для меня город уже тогда ассоциировался в первую очередь с автозаводом. Потому что он был, есть и, надеюсь, останется в дальнейшем крупнейшим работодателем.
Завод во многом определяет жизнь города, ведь не случайно годы расцвета предприятия совпадают с периодами активного развития Миасса. Поэтому с одной стороны — это значимость для города, а с другой — и ответственность перед городом, перед всеми миасцами. Даже самый трудолюбивый работник не больше 12 часов пять дней в неделю находится на предприятии, а остальное время и выходные, он находится в городе. И если будет развиваться завод, но не будет развиваться город, сами, понимаете, у человека неизбежно возникнет диссонанс.
— Даже в сложное военное время автозавод уделял внимание благоустройству, созданию и потом развитию культурной и медицинской базы, строительству жилья — в общем, показывал то, что сейчас называют социальной направленностью бизнеса. По большому счету практически все, кто становился у руля автозавода, одновременно брали на себя ответственность и за город…
— Мне повезло, я лично немного работал с Гурушкиным, потом с Рязановым, Горожаниновым, Новиком и Корманом. Юрий Иванович Горожанинов — тот человек, который меня принял на автозавод, лично пригласил еще в далеком 96-м году, мы с ним до сих пор поддерживаем тесную связь.
Конечно, вклад каждого директора, который поработал на предприятии от пяти лет и больше, не может быть незаметен и в городе. Потому что, развивая завод, решая производственные проблемы, нельзя оставлять без решения проблемы коллектива. А это как раз городские проблемы так или иначе. Поэтому продолжаем в силу возможностей город благоустраивать. Конечно, не без помощи администрации, это всегда командная работа.
Недавно появился замечательный сквер вокруг ДК автомобилестроителей, дворец сейчас становится культурным центром и по содержанию,
и по форме. Форма тоже немаловажна, ведь когда идешь во дворец культуры через помойку, у тебя настроение не поднимается, а сейчас приятно посмотреть. Я даже сегодня гостей, которые приехали на трак-триал, специально провез к дворцу — остановились, вышли, чтобы посмотреть, как изменился облик. Впечатления самые положительные.
Каждый работник должен и за пределами завода комфортно себя чувствовать. Потому что самое главное — что у человека в голове, все начинается с нее. Если в голове светло и на душе чисто, то можно спрашивать с человека за решение самых высоких производственных задач. И пока я буду оставаться руководителем, буду ориентироваться на то, как предшественники решали задачу развития города.
Самое сложное — удержать баланс
— И у вас получается держать марку. Хотелось бы поподробнее о том, что планируется в ближайшее время и в перспективе.
— Впервые не только в истории Миасса, но и Челябинской области мы проводим всероссийский конкурс на лучший проект Предзаводской площади. Работа огромная, к 8 июля будет объявлен победитель, который сразу получит контракт на разработку этого проекта. Надеюсь, что все получится. Первый камушек мы закладываем уже в этом году — скоро откроется новый музейно-выставочный комплекс автозавода, который, я надеюсь, станет центром притяжения гостей города. Это будет технический музей, посвященный автомобилям, автопроизводителям, людям, которые производят автомобили.
В целом стараемся делать город комфортным для проживания. А это включает в себя весь спектр нашей жизни: общественные пространства, досуг, культура, образование, спорт и т.д. На сегодняшний день помимо проекта Предзаводской площади реализуются проекты городского парка и реконструкции улицы Лихачева, вложились в проект Набережной в Комарово, проектируем реконструкцию Динамовского шоссе, готов проект переноса сетей для организации второго въезда в Комарово…
Понятно, что приходится преодолевать целый ряд серьезных проблем — ведь собственность автозавода разбросана по всему центру города. Напомню, все решения по развитию завода принимались в военное время, когда была единственная цель — обеспечить победу. Поэтому делали дешевле и быстрее. Война закончилась, началась мирная жизнь, а часть так называемых атавизмов осталась. Мы их потихоньку изживаем и стараемся производство сконцентрировать только в новых цехах. Сейчас внутри завода ведем, наверное, крупнейшую за последние 40 лет реконструкцию. До конца года необходимо не только снести производственные здания 1941-1944 годов, но и параллельно построить новые корпуса, которые, надеюсь, еще как минимум 70-80 лет послужат.
Лучше строить что-то новое с нуля, чем восстанавливать существующее — это аксиома. Так проще получить желаемый эффект, ведь ты сразу запроектируешь все необходимое на будущее. Именно поэтому мы сносим цеха и параллельно строим новые.
Точно так же мы и в городе поступаем. К примеру, проектирование реконструкции Динамовского шоссе идет в привязке к будущей транспортной кольцевой развязке.
Кстати
18 тысяч автомобилей планирует выпустить АЗ «Урал» в 2024 году. Это станет абсолютным рекордом с 1992 года. Но тогда работало 27,5 тысяч человек, а сейчас на заводе около десяти тысяч постоянных работников.
— Недавно губернатор области Алексей Текслер, выступая с посланием депутатам Законодательного собрания, в числе ближайших достижений назвал запуск нового конвейера на автозаводе.
— Первый цех мы начали строить в прошлом году — это новый сборочный корпус. Второй конвейер у нас появится для того, чтобы развести технику по сложности. Государство выделило субсидию на строительство второго конвейера, по бюджету получилось примерно 60% собственных средств и 40% — государственных.
Строительство идет революционным методом. Можно сравнить сроки с военными. 2 февраля 1943 года принималось решение о перепрофилировании автомоторного завода в автомобильный, а 8 июля с нового главного конвейера сошел первый автомобиль. У нас в июне 2023 года было принято решение о начале строительства сборочного корпуса, а в декабре 2024 года мы его должны запустить в эксплуатацию. Конечно, раньше строили практически голыми руками, а сейчас мы полностью оснащены механизмами, но сегодня сложность в другом: правильно все задокументировать, соблюсти все нормы, пройти Госэкспертизу. Замечу, что и новый корпус строим с нуля, в «чистом поле».
— Делаем вывод, что Павел Александрович Яковлев — перфекционист, который считает, что у нас должно быть не только не хуже, но даже лучше, чем у «монстров» автопрома…
— Мы выпускаем продукт, который конкурирует с нероссийскими производителями. Если у кого-то была иллюзия 20-30 лет назад, что наш конкурент КамАЗ, спешу огорчить — мы с КамАЗом на двоих даже половину российского рынка не сможем удовлетворить физически по мощностям. Нашими конкурентами были производители из Европы, сейчас это производители из Китая, которые достаточно хорошо оснащены технологически. У меня простая логика: только уникальный человек может создавать уникальный продукт. Поэтому мы вынуждены (в хорошем смысле) обеспечивать лучшие условия, в которых человек перестанет мыслить посредственно. Вот такая философия.
Раскрутить производство и до 24 тысяч на самом деле технически несложно. Сложно удержать этот объем, а конкуренция за рынок сбыта просто жесточайшая. И ты сможешь победить только тогда, когда твой продукт будет на самом деле лучшим.
Все дело в задаче. Если руководитель понимает задачу однобоко — запустил завод и выпускай себе продукт — это глобальная ошибка. При такой логике надо, чтобы люди за пределы завода не выходили, только тогда вокруг них можно будет создать тепличную атмосферу. Простой пример: рассада в теплице растет, а в открытый грунт пересадишь — погибает. А когда начинаешь создавать на грядке такие же условия, как в теплице, тогда будет расти везде. В моем понимании решение целей бизнеса невозможно без решения проблем персонала. Всегда нужно искать баланс, но самое сложное — этот баланс удержать.
«Следует помнить, что продукт создают не машины, станки выполняют лишь то, что в них заложил человек, который имеет передовое мышление, спокойствие в душе и осознание лидерства».
Бизнес ради бизнеса — тупиковый путь
— Сегодня все без исключения предприятия испытывают кадровый голод. А как Вы решаете эту проблему?
— Да, кадровая проблема на сегодняшний день самая актуальная. Поэтому мы вкладываем и будем вкладывать огромные деньги в профориентацию, начиная уже с третьего-четвертого класса. Первая задача — остановить отток людей из Миасса. Я сильно сомневаюсь в патриотизме человека, который уехал учиться в Челябинск, Екатеринбург или Москву — дай Бог, процентов пять вернется в родной город. Поэтому вторая задача — ориентировать людей, которые остаются, на технические специальности. Понятно, что моментально желаемого эффекта мы не получим, это не биржа, где ты сегодня вложил инвестиции, а завтра получил прибыль.
Мы третий год участвуем в образовательной программе «Профессионалитет», реальный эффект начали постепенно получать только с этого года, когда приходит около 50 студентов предвыпускного курса, и их уже не нужно обучать, мы сразу ставим ребят на рабочие места. «Урал» является якорным для пяти технических колледжей, в которые мы совместно с государством вкладываем деньги и, соответственно, они готовят специалистов под наш заказ. Главное — создать условия, при которых студенты инженерно-технических специальностей будут получать качественное образование, не выезжая из Миасса. Кстати, в декабре мы с ЮУрГУ вошли в список передовых инженерных школ по машиностроению. Здесь я большой сторонник строительства кампусов под передовую инженерную школу
в Миассе с нуля.
Самая больная для нас тема сейчас — это технологи и инженеры, которые готовы эксплуатировать современные технологии. Технологии очень быстро изменяются… Благо с конструкторами ситуация уже чуть попроще — мы дали им инструмент, всему научили. Четыре года назад начали заниматься внедрением российской системы автоматизированного проектирования T-FLEX CAD. И сейчас она уже запущена в промышленную эксплуатацию.
— Мы с Вами беседуем «за кулисами» соревнований по трак-триалу, которые вновь проводятся в Миассе. Автоспорт — это тоже одно из слагаемых кадровой политики?
— Мы разработали программу по автоспорту на пять лет, основная ее цель — не победы на трассах, а создание условий в Миассе для глобального развития автомобильного спорта. Нужно с детства прививать любовь к автомобилям, чтобы ребята никуда кроме автозавода в будущем просто
не хотели идти, не важно, станут они автогонщиками или нет. Это как первая любовь и первое детское увлечение, которыми человек дорожит всю свою жизнь. Как только он заболел машинами — это наш работник. Здесь, кстати, и с региональной властью у нас общее понимание, и с Российской федерацией автоспорта — базовым спортом в Миассе должен быть автоспорт. Конечно, надо поддерживать футбол, хоккей, единоборства и прочие виды спорта — у молодежи должен быть выбор.
— А как это планируется претворять в жизнь? Начинать, наверное, нужно с картинга…
— Естественно, начинать автоспорт надо с картинга. Не хочу раскрывать все карты, но с городскими и областными властями мы уже ищем подходящую территорию, способы софинансирования, то есть схемы государственно-частного парт-нерства. У нас в планах, чтобы ежегодно несколько сотен детей могли заниматься. И пусть из этих ребят даже половина отсеется, но мы будем каждый год иметь сотню фанатов автомобилей, то есть, потенциально у нас через 10-12 лет сотня работников стоит в очереди. Автоспорт должен быть в Миассе спортом номер один.
— Скоро в Миассе состоится праздник, который все мы считаем народным — 8 июля исполнится 80 лет «Захару», первому уральскому автомобилю. Думаем, самое время спросить у генерального директора автозавода — каким видите будущее предприятия и, разумеется, будущее города?
— В моем видении будущего бизнес существует не ради бизнеса — это тупиковый путь, а для людей, для развития и предприятия, и города. Чтобы людям хотелось тут жить и работать, чтобы выпускники не стремились уехать или пределом их мечтаний было блогерство, а хотели остаться, получить профессию, совершенствоваться и гордиться тем, что работают на современном предприятии. Уверен, каждый из нас стремится к такому будущему.
Павел Александрович Яковлев — родился в 1968 году, окончил факультет управления промышленным предприятием Уральского государственного экономического университета. Трудовую деятельность начал в 1987 году со специальности наладчика технологического оборудования НПО «Автоматика» (г. Екатеринбург). В 1997 году назначен заместителем генерального директора ОАО «Уральский автомобильный завод», год спустя переведен на должность коммерческого директора. В 2000 – 2001 годах работал генеральным директором ОАО «Уральский шинный завод». С 2001 года занимал должность заместителя генерального директора ОАО «Руспромавто» и председателя Совета директоров ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». В августе 2003 года назначен директором по закупкам и логистике ЗАО «Минерально-химическая компания «Еврохим». С марта 2019 года руководитель бизнеса «Грузовые автомобили», генеральный директор АЗ «УРАЛ».