Память о трудовых подвигах автозаводцев хранится по всему городу.
8 июля 1944 года сошел с конвейера первый уральский автомобиль. Это стало началом большой истории легендарного УралАЗа. Ее страницы написаны многими поколениями людей, чья жизнь неразрывно связана с предприятием. «Миасский рабочий» приглашает читателей прогуляться по памятным адресам, где благодарные горожане увековечили имена автозаводцев на мемориальных досках.
Первый водитель
В феврале 1943 года Государственный комитет обороны принял решение перевести из Ульяновска в Миасс производство грузовиков. Уже 20 июля 1944-го уральцы отправили на фронт партию трехтонок. За год со дня выпуска первого грузовика армия и народное хозяйство получили от заводского коллектива 6800 машин.
Монумент первому автомобилю, установленный в 1989 году, украшает Предзаводскую площадь. Его открытие было приурочено к 45-летию выпуска знаменитого «Захара». В 2009 году в постамент памятника заложили капсулу времени с пожеланиями будущим автозаводчанам. Извлекли послание через пять лет — на праздновании 70-летнего юбилея уральского грузовика.
Мемориальная доска, напоминающая о первом автомобиле, установлена на стене дома №1 по улице 8 июля. Похожий памятный знак есть и на территории автозавода. Но Миасс помнит не только о событии, но и о человеке, который 79 лет назад вывел за ворота сборочного цеха ЗиС-5В с номером 00001. Это слесарь-сборщик Дмитрий Колесов.
С 1936 года Дмитрий Фролович трудился на Московском автомобильном заводе. Потом была война с белофиннами, демобилизация и возвращение на главный конвейер. В Миасс сборщик Колесов прибыл в 1944-м. На момент выпуска первого уральского грузовика ему было 32 года.
После Великой Отечественной Дмитрий Фролович работал старшим мастером на участке испытания и сдачи автомобилей, возглавлял комсомольско-молодежную смену цеха. Для завода Колесов стал своеобразным талисманом: в 1958 году ему доверили вывести первый грузовик «Урал-ЗИС-355М», затем трехосный автомобиль «Урал-375Д».
Именем Дмитрия Фроловича Колесова названа улица в микрорайоне Комарово. Здесь, на стене дома 9, установлена и мемориальная доска в честь первого водителя.
Трудовая доблесть
Для многих миасцев автозавод стал судьбой — здесь они обретали мастерство, совершали открытия, одерживали большие и малые победы. Яркий пример — Николай Федорович Жаров, почетный гражданин Миасса, который отдал УралАЗу более 40 лет.
Его трудовая биография началась в конце 30-х годов в миасской артели «Объединение». После окончания школы фабрично-заводского ученичества в Катав-Ивановске пошел работать токарем на завод им. Орджоникидзе в Челябинске. В 1943-м был призван в Красную Армию, воевал, получил медаль «За отвагу».
В 1946 году сержант Жаров вернулся в родной Миасс и поступил на УралАЗ мастером в цех сборки и испытания моторов. Добросовестная работа Николая Федоровича на протяжении четырех десятилетий была отмечена орденами Октябрьской революции и Славы трех степеней, медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда».
Мемориальную доску в честь Николая Федоровича Жарова можно увидеть на стене дома 40 по улице Романенко.
Конструктивный подход
Умение задать правильный курс развития, настроить коллектив на продуктивную работу — ключевые качества хорошего руководителя. На УралАЗе одним из таких начальников был Василий Андреевич Бусс.
Наиболее ярко он проявил себя в качестве директора завода «Миассэлектроаппарат», поэтому и мемориальная доска Буссу размещена на здании предприятия, по адресу Готвальда, 1/2. Однако многие помнят Василия Андреевича по УралАЗу, куда он пришел сразу после Великой Отечественной.
До 1963 года Бусс работал на руководящих производственных должностях, затем был секретарем заводского парткома. В это время получил свой первый орден Трудового Красного Знамени. В 2009 году Василию Андреевичу присвоено звание почетного гражданина Миасса.
Опора производства
Без надежного строителя у предприятия не будет производственных объектов — это хорошо знают на автозаводе «УРАЛ». Поэтому здесь чтят память Виктора Ивановича Увачева, заслуженного строителя РСФСР. Мемориальная доска в его честь установлена на сварочном корпусе завода.
В 1961 году Виктор Иванович пришел работать в трест «Уралавтострой». Занимал должности мастера, прораба, старшего прораба, главного инженера СУ № 3, в 1977 году был назначен его начальником. Под руководством Увачева возводились и реконструировались важнейшие объекты на Уральском автомобильном заводе. С 1981 по 1986 год Виктор Иванович руководил строительством главного корпуса. Был награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд».
На Аллее Славы
Автозавод «УРАЛ» гордится сотнями своих сотрудников. Не все они удостоены мемориальных досок, но имена и портреты многих можно увидеть на Аллее Славы на бульваре Мира.
Среди них — Евстрат Степанович Белопухов, Герой Советского Союза, награжденный орденом Ленина и медалью «Золотая звезда». Высокое звание он получил за мужество и героизм, проявленные в бою за Днепр в 1943 году. В Миасс Белопухов приехал уже в зрелом возрасте и трудился на автозаводе 12 лет, до пенсии.
Девять лет проработал на предприятии еще один Герой Советского Союза – Николай Кузьмич Горин. В январе 1943 года он был призван в армию, отличился в боях за освобождение Польши. До 1950 года Николай Кузьмич служил в рядах вооруженных сил. Затем вернулся в Миасс и трудился на автозаводе слесарем-инструментальщиком.
Большой вклад в развитие предприятия внес Густоев Василий Михайлович, Герой Социалистического Труда, орденоносец, почетный гражданин Миасса. В 1942 году он пришел работать на автомоторный завод в цех коробки скоростей. Был направлен на фронт, после войны и службы в армии вернулся на УралАЗ и до 1966 года трудился в моторном цехе. Затем окончил с отличием Миасский автомеханический техникум, перешел в цех шасси и возглавил бригаду слесарей-ремонтников.
По инициативе Василия Михайловича были организованы курсы для слесарей службы главного механика и других цехов, открылась заводская школа наставников, где рабочие получали дополнительное образование. Долгие годы Густоев возглавлял совет наставников.
Активно передавал свой опыт молодежи и Дмитрий Семенович Стрелкин, фрезеровщик высшей квалификации, рационализатор и общественный деятель. До 1941 года он работал на Московском автозаводе, с которым и был эвакуирован в Ульяновск, а затем в Миасс.
Стрелкин участвовал в становлении и развитии инструментального хозяйства предприятия. Всю свою жизнь он посвятил автозаводу, закончив трудовую деятельность в 70 лет. В 1966 году Дмитрию Семеновичу присвоили звание Героя Социалистического Труда.
История большого завода богата интересными людьми. Многие ее страницы нам еще только предстоит открыть.