Психологи, прошедшие специальное обучение в Москве, оценивают особенности общения, социального взаимодействия и поведения детей.
В Городской детской поликлинике Миасса на ул. Романенко, 12 начал свою работу кабинет диагностики расстройств аутистического спектра (РАС — разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга, которая сопровождается так называемой триадой нарушений — нарушением коммуникации, социализации и поведения).
– Рядом с нами живут дети, которые видят мир по-другому, не любят контактировать с обществом, имеют странности в поведении, нарушения речи. Родители и воспитатели часто называют их одаренными детьми со своими особенностями. А бывает и так, что родители замечают странности в поведении своего ребенка, но объясняют их особенностями характера и не обращаются к специалисту за помощью. И в первом, и во втором случае врачи могут обнаружить у таких детей расстройство аутистического спектра, – рассказывает главный педиатр Миасса Валентина Нагоркина.
На 100 детей в России приходится один случай заболевания, однако официальный диагноз получает гораздо меньшее количество детей, что в дальнейшем отражается на отсутствии медико-педагогической помощи и усугублении проблем их развития. Именно поэтому кабинет диагностики РАС просто необходим в каждом городе.
С помощью различных комбинаций игрушек, подобранных по возрасту и уровню развития речи ребенка, психолог создает стандартные ситуации, в которых могут проявиться формы поведения, важные для диагностики РАС. За время работы кабинета (с декабря 2022 года по февраль 2023 года) в поликлинике прошли диагностику более 150 детей, у одного из которых было выявлено расстройство аутистического спектра.
Диагностика РАС, которую может пройти каждый ребенок от 16 месяцев, начинается на приеме у педиатра со скрининга. На этом обследовании родители отвечают на вопросы теста, который позволяет обозначить особенности развития ребенка. Для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) используется тест М-CHAT из 20 вопросов. В зависимости от результатов скрининга (низкий, средний, высокий риск развития РАС) родителям рекомендуют пройти с ребенком углубленную диагностику.
Если у ребенка действительно имеются трудности в развитии, важно выявить их как можно раньше. Это позволит выработать систему адекватных мер психолого-педагогического вмешательства и создать для ребенка необходимые условия, чтобы он осваивал образовательные программы и максимально адаптировался в мире.
– Важно понимать, что РАС – это не приговор. Современные способы коррекции позволяют сформировать необходимые навыки социального взаимодействия, поэтому человек сможет самостоятельно обслуживать себя, устроиться на работу и завести семью. Более того, многие люди с РАС добиваются серьезных успехов в своей профессиональной деятельности. Этому способствуют особенности самого расстройства – фокусировка на определенной задаче, склонность к выполнению монотонных действий и усидчивость, — отмечает Валентина Нагоркина.