С 1 июля 2023 года вводится акциз, которым будут облагать сладкие напитки с содержанием сахара свыше 5 граммов на 100 миллилитров.
Челябинские производители газированных напитков сократят инвестиции в бизнес в 2023 году из-за введения акциза с 1 июля и роста себестоимости продукции. Объемы производства сладких газированных напитков в текущем году, по предварительным данным, будут на треть ниже, чем в 2021-ом.
— Мы прогнозируем, что объемы продаж в 2022 году будут меньше на 15%, чем в пандемийном 2021 году. Первый стрессовый квартал этого года значительно повлияет на общий результат, поскольку в конце февраля — марте были нарушены логистические цепочки у 90% всех наших поставщиков. Это привело к временному отсутствию необходимых ингредиентов, — сообщил Bfm74.ru директор по маркетингу компании «Ниагара» Валентин Толмачев.
Как добавил Валентин Толмачев, сырье и упаковка подорожали вследствие резкого изменения курсов валют. Общий рост себестоимости производства продукции составил 40-45%, по отдельным позициям — еще выше. В этот период существенно выросли затраты на логистику, зарплаты сотрудникам, сырье.
В ситуации стремительного роста затрат на производство газированных напитков в России с 1 июля 2023 года вводится акциз. Он будет рассчитываться по формуле семь рублей за литр. Акцизом будут облагать сладкие напитки с содержанием сахара свыше 5 граммов на 100 миллилитров. Производители говорят, цена для потребителей из-за этого вырастет на 20-40%.
-На фоне снижения покупательской способности это приведет к стагнации рынка безалкогольных напитков и напрямую повлияет на развитие и экономику сектора, — считает Валентин Толмачев.
В этой ситуации возможно снижение инвестиций в развитие бизнеса. Несколько крупнейших игроков отрасли уже высказались о планах сократить вложения в долгосрочные инвестпрограммы. Так, из-за введения акциза производитель лимонадов «Черноголовка» заморозит инвестиции в новые заводы в России и сократит инвестпрограмму на пять млрд рублей. Как подсчитали в «Черноголовке», налог приведет к росту цен и сокращению производства на 20%.
По прогнозу Минсельхоза России, инвестиции в производство напитков в этом году снизятся на 16,9% относительно 2020-го, тогда как ранее ведомство ожидало роста на 19%. В 2023 году вложения, согласно базовому сценарию, могут сократиться на 19,3% относительно 2020-го, в 2024-м — на 17%, в 2025-м — на 14,2%.