«МР» рассказывает о занимательных фактах.
Откуда взялись выражения «филькина грамота» и «простофиля»?
Лингвист Виктор Виноградов отмечал, что имена собственные, начинающиеся с чуждой русскому языку буквы «ф» или «х», часто получали «презрительное, бранное значение». Так, Феофан становился Фофаном, Фалалей – Фалей, Феотих – Фетюком.
Досталось и Филиппу с Филатом — оба превратились в Филю. Фильками же дворяне нередко пренебрежительно называли любых холопов — отсюда и произошло слово «простофиля», а также характеризующее безграмотно составленный документ выражение «филькина грамота».
Есть еще несколько версий происхождения этого фразеологизма.
Так, лингвист Николай Шанский предположил, что он образовался от названий средневековых юридических документов — грамот. А прилагательное «филькина» в этом выражении произошло от слова «простофиля» — неумелый, неловкий человек.
Согласно еще одной версии, фразеологизм появился во времена Ивана Грозного, когда царь поссорился с митрополитом Московским и всея Руси Филиппом II. На одной службе он не благословил Ивана Грозного, а на другой — сделал ему замечание. Царь пришел в храм в тафье — маленькой черной шапочке, похожей на тюбетейку. Носить этот головной убор в церкви было запрещено. Замечание Филиппа II оскорбило Ивана Грозного, и вскоре митрополита сослали в тверской Отроч Успенский монастырь. Оттуда Филипп II постоянно отправлял письма, в которых призывал одуматься, отменить опричнину, а также вернуть его из ссылки. Царь же дал священнослужителю прозвище «Филька», а его письма стал называть «филькиными грамотами».
Некоторые исследователи полагают, что выражение возникло только в XIX веке. Фильками в те годы шутливо называли филеров — агентов тайного сыска, которые следили за подозреваемыми. Считалось, что в своих отчетах они постоянно приукрашивали события, приписывали себе служебные подвиги. Поэтому начальство пренебрежительно называло их отчеты «филькиными грамотами».
Источник: Виноградов В. В., История слов, Культура.рф