Стоит ли пугаться таких изменений, рассказали эксперты.
Упаковки молока и соков приобрели новый облик — производителям не хватает красок. Временные трудности с поставками отдельных ингредиентов российские предприятия по выпуску повседневных товаров будут испытывать еще в течение нескольких месяцев, пока не найдут новых поставщиков. Исключение — высокотехнологичные товары, здесь импортозамещение займет не полгода и не год.
Как рассказал «Российской газете» генеральный директор Союзмолока Артем Белов, новый минималистичный дизайн производители начали разрабатывать после апрельского запрета на ввоз части пищевых красок — чтобы сохранить ассортимент и растянуть имеющийся запас на более долгий период.
Предприятия ищут альтернативных поставщиков краски, для этого разработаны механизмы параллельного импорта, ведется поиск новых партнеров из дружественных стран. Пугаться меняющегося внешнего вида товаров, как пояснил Артем Белов, не стоит — это временная мера и на качестве и безопасности молочных продуктов никак не отражается.
Президент «Союзнапитки» Максим Новиков подтвердил, что проблемы с поставками красок сейчас испытывает и индустрия соков, воды и напитков. Некоторые производители уже выпускают новую упаковку с преобладающим белым фоном. На ней сохранены узнаваемые элементы брендов и все обозначения продукции, которые требуется наносить в соответствии с техническим регламентом на соковую продукцию.
Крупнейший производитель пищевой упаковки — компания Tetra Pak — еще в марте сообщила, что временно сокращает ассортимент упаковки. Материнская компания находится в Швейцарии, а в России работает завод. Но комплектующие — картон, лаки, краски — импортные. По сообщениям СМИ, российское подразделение оказалось фактически отрезано от этих поставок. Между тем предприятие заявило, что продолжает работать в России.
По словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, уже сейчас можно говорить, что торговля во второй раз (после пандемии) справилась с шоковой ситуацией — продукты и другие товары своевременно поставляются в магазины, дефицита нет.
«Мы выстояли, не прибегая к искажению рыночных механизмов, ценовому регулированию, запретам и принуждениям. Поэтому для российского ретейла, российских брендов, российских производителей и российской логистики ситуация только улучшится», — заявил министр на форуме «Неделя российского ретейла».
Как признаются представители российского бизнеса, после ажиотажного спроса в марте сейчас наблюдается существенное снижение продаж большинства товаров. Многие закупились впрок и сейчас стараются рационально тратить деньги. Производители и поставщики по большинству позиций сумели адаптироваться к новой реальности — нашли альтернативные каналы поставок, запаслись той продукцией, где возможны сбои в импорте.
Вот с высокотехнологичной продукцией сложности имеются. Как рассказал гендиректор «Ситилинк» Михаил Славинский, с ассортиментом бытовой техники больших проблем он не ждет — пока существенного сужения ассортимента техники не ощущается:
«А вот что касается микроэлектроники и всего, что связано с нею, там видятся достаточно большие проблемы. Импортозамещение здесь пока в очень начальном статусе».
По мнению генерального директора СТД «Петрович» Евгения Мовчана, сейчас для российского бизнеса есть уникальный шанс для настоящего импортозамещения, «а не переклеивания шильдиков».
Параллельный импорт — нужный инструмент, который позволит сейчас закрыть горящие потребности в оборудовании или сырье. Но одновременно надо работать над настоящим импортозамещением, уверен эксперт.
«Это не значит, что мы будем «выдавливать» из страны зарубежные бренды. Более того, к нам сейчас стучатся турецкие, китайские, индийские, бразильские, иранские партнеры, и для них наш рынок тоже открыт. Однако российские бренды должны, наконец, получить существенные преференции через таможенно-тарифное и налоговое регулирование, приоритетный доступ к торговым площадям высокой проходимости и при отображении на маркетплейсах», — отметил он.
Фото Светланы Ворониной