В системе высшего образования РФ произойдут серьезные изменения.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что Россия откажется от Болонской системы и будет развивать свою, «уникальную систему образования, в основе которой будут лежать национальные интересы и максимальные возможности для студентов».
Что это за новая система, пока неизвестно, однако Госдума и Совет федерации уже приступили к подготовке законопроектов, предусматривающих возврат к советской схеме обучения. Вероятнее всего, в стране вернутся к специалитету, и обучению сроком в пять-шесть лет, пишет РБК. Новый перечень специальностей министерство подготовит к 2024 году.
— Этот шаг правильно называют назревшим решением. Какие блага давала нашему образованию Болонская система, кроме возможного, всего лишь возможного, признания российских дипломов на Западе? Сейчас становится понятно, что эта тема для нас неактуальна. Поощрять утечку мозгов больше никто не собирается. Двухуровневая система со степенями бакалавра и магистра просто путала людей, в первую очередь, потенциальных работодателей. По программе специалитета студент получал полный курс знаний, необходимых в будущей профессии. А как оценить уровень знаний бакалавра? Насколько его учебная программа была урезана по сравнению с магистратурой? Нам нужны квалифицированные кадры во всех отраслях, и возвращение к подготовке специалистов — путь решения проблемы, — заявил председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский.
После таких заявлений стали звучать мнения о том, что вдобавок нужно отменить и формат государственной итоговой аттестации выпускников — ЕГЭ.
По мнению главы Рособрнадзора Анзора Музаева, проблема состоит в том, что достойной альтернативы ЕГЭ в России пока просто не существует.
— В период перехода на Болонскую модель у нас появился формат ЕГЭ — так совпало, и многие часто связывают эти события. Откажемся мы от Болонской системы, перейдем на специалитет, а приемную кампанию вузы как будут проводить? У абитуриента сейчас есть право подавать документы сразу в пять вузов. Эта возможность исчезнет, потому что физически человек не успеет попытать счастья в пяти университетах, особенно если они в разных городах. А вузам как быть? На ЕГЭ подали заявки 700 тысяч ребят, и если у каждого принимать экзамены по-старому, приемная кампания на полгода растянется. Уверен: будут возмущения вплоть до митингов. Еще момент —сейчас у нас единое содержание экзаменов, единые КИМы, есть ли смысл возвращаться к системе, когда каждый вуз предлагает свои билеты? Снова будем слушать жалобы. Мы же годами от всего этого отходили. Еще один момент забываем: за 10 лет существования ЕГЭ менялся не только содержательно, но и технологически, и сейчас на нем завязана и система зачисления в вузы, — сказал Музаев.
Профессор Лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова Руслан Вакуленко объяснил, что Европейская система образования не дала того ожидаемого результата в России, прежде всего по причине отношения к стране:
«Болонская система была принята для того, чтобы работодатели заграницей принимали российские дипломы, чтобы студентам не приходилось сдавать дополнительные экзамены по оценке знаний. Россия полностью перешла на эту систему, но вот только необходимого результата достичь не удалось. Система, которая нас якобы уравнивала по возможностям быть нанятыми работодателем из-за рубежа, не сработала в России не по причине качества наших дипломов, а по причине, прежде всего, отношения к стране».
Болонская система в настоящее время действует в 49 странах. Одной из её главных целей является расширение мобильности студентов и преподавателей и доступа к европейскому высшему образованию. Система подразумевает унификацию образования, чтобы получаемые студентами дипломы и научные степени были легко сопоставимы и имели силу в большинстве стран-участниц. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году.
Одним из главных отличий системы подготовки в европейских вузах является отсутствие степени специалиста, что явилось проблемой при интеграции России в Болонский процесс. Официально бакалавриат и магистратура были введены в систему высшего образования РФ в 2007 году. До сих пор не все российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения и продолжают подготовку по программе специалитета, многие не выдают приложения европейского образца к дипломам.