Вузы вернутся к программам специалитета.
Глава Минобрнауки Валерий Фальков заявил, что Россия намерена отказаться от Болонской двухуровневой системы высшего образования, предполагающей бакалавриат и магистратуру, пишет «Коммерсантъ». По словам министра, в стране будут разрабатывать собственную «уникальную» модель высшего образования, которая будет отвечать интересам национальной экономики и обеспечивать «максимальное пространство для каждого студента».
Как именно будет выглядеть новая модель, пока неизвестно, но Госдума и Совет федерации уже готовят законопроекты, предусматривающие возврат к советской схеме высшего образования — специалитету.
— Педагогическая высшая школа долгие годы опиралась на специалитет как на классический проверенный формат, который, с одной стороны, давал будущим педагогам полноту предметных знаний, а с другой — позволял наполнить программу теми навыками, которые актуальны и соответствуют вызовам времения. С переходом на Болонскую систему по модели «бакалавриат—магистратура» исчезли специальности и исчезло указание на конкретную квалификацию. Это создало определенные трудности на рынке труда, так как квалификация «бакалавр / магистр педагогического образования» никак не соотносилась с конкретной профессией «учитель предмета». Изменилась и общая идеология подготовки в сторону усиления общей и сокращения профильной, особенно предметной части, — рассказали в Минпросвещения.
Ранее, помощник президента России Андрей Фурсенко предлагал постепенно переводить вузы на гибкие образовательные программы «2 + 2 + 2», что обеспечило бы возможность смены образовательной траектории не через четыре года, как предполагает бакалавриат в Болонской системе при переходе к магистратуре, а через два года. По словам Фурсенко, в России есть учебные заведения, готовые протестировать эту инициативу.
Тем временем первый зампредседателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга призвал не отказываться полностью от Болонской системы, а «взять лучшее, что есть в ней».
— Мы не можем говорить, что это неудачный эксперимент для нашей страны. Мы уже больше 20 лет с этой двухуровневой (бакалавриат и магистратура) системой и видим в ней плюсы, но мы видим и минусы – за четыре года невозможно подготовить высококвалифицированного специалиста, который будет востребован индустрией. Переход на Болонскую систему образования был сделан для того, чтобы наши дипломы там воспринимали и дипломы иностранных студентов у нас принимали. Нельзя забывать, что из-за рубежа к нам приезжают бакалавры поступать в магистратуру. Тот же Азиатско-Тихоокеанский регион – там тоже Болонская система, — прокомментировал эксперт.
Однако в марте 2022 года председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин отмечал, что дипломы российских вузов так и не начали автоматически признаваться в Европе, хотя в российских вузах из-за перехода на Болонскую систему многие курсы были исключены, особенно по инженерным специальностям.
Болонская система – это реализация положений декларации «Зона европейского высшего образования», подписанной министрами образования 29 европейских стран в 1999 году. Сейчас 49 участниц Болонского процесса, 49, включая Россию.
Задачей подписанного соглашения была попытка создать единые унифицированные стандарты обучения в университетах разных государств. Система включает бакалавриат (четыре года) и магистратуру (два года). Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году и полностью перешла на него с 2011 года.