Мария Ильменская организовывает общение между детьми с дислексией по бумажной переписке.
Мария Ильменская из Миасса, преподаватель английского языка в системе дополнительного образования, решила организовать клуб «друзей по переписке» для детей, страдающих дислексией. Как поделилась сама Мария, вдохновила на создание клуба ее старшая дочь — пятиклассница Рита, рассказавшая, как на уроке русского языка в школе ее попросили написать письмо себе «в будущее», и обязательно от руки.
– Когда мы пишем письмо, мы формулируем предложения совсем не так, как в чате. Этот навык тает на глазах – его теряют все дети, не только с дислексией, и даже взрослые. Учителя говорят: дети не могут отвечать полными фразами, элементарно описать картинку. Язык меняется – в том числе из-за сокращений – «спс», «ок». А новые методы кроме развернутых писем от руки, чтобы сохранять связную речь, сложно придумать, ведь само движение ручкой по бумаге очень полезно для мозга. Да и зачем придумывать, если есть то, что хорошо работает, – рассказала Мария Ильменская «Хорошим новостям».
Проект Марии называется «Где улитка?» (в переводе на английский «бумажная почта» — snail mail, так как snail переводится как «улитка», а mail как «почта»), также есть специальная группа во «ВКонтакте», где как можно больше людей узнают о проекте.
Смысл заключается в том, чтобы ребенок написал о себе творческую анкету, подписал имя (без фамилии), а взрослый выложил ее в специальный альбом в социальной сети (напомним, что дети до 14 лет официально не могут зарегистрироваться в ВК прим. ред). Автор проекта приглашает детей в первую очередь до 14 лет, поэтому в процесс обязательно должны быть вовлечены родители.
Затем в картотеке можно выбрать анкету другого участника, попросить у организаторов его почтовый адрес и переписываться уже бумажными письмами.
— Дети с дислексией заметно медленнее осваивают письмо и чтение. Не могут запомнить сначала буквы, затем написание слова. При чтении путают слоги местами, путают и пропускают буквы, допускают множество ошибок в диктантах. Любые письменные работы становятся для них наказанием. Самое печальное, что эти ошибки становятся устойчивыми – остаются даже после длительного обучения и многократного повторения. И поскольку вся учеба так или иначе построена на чтении и письме – даже математика, где нужно читать условие задачи, дети с дислексией испытывают в школе огромный стресс, — объясняет педагог.
Вот несколько анкет, которые прислали участники клуба друзей по переписке. Мария говорит, что специально оставила ребятам полную свободу самовыражения: хочешь – возьми для анкеты лист из альбома или тетради, раскрась его и изрисуй, или можешь воспользоваться графической программой на планшете. Главное – по-настоящему заинтересовать ребенка, чтобы в итоге переписка не превращалась в череду сочинений к экзамену, а была простым общением с другом.
Мария признается, ей самой интересно и иногда смешно читать детские сообщения:
«Это очень интересно и иногда смешно: я наблюдаю, какие они задают вопросы в анкетах, пытаются сразу обменяться своими никами в «Роблоксе» (многопользовательская онлайн-игра, популярная среди подростков), спрашивают друг у друга имейлы, ВКонтакте, чтобы общаться там, где уже привыкли. А мне хочется, чтобы они узнали, что такое писать настоящие письма, ждать ответа».
Дети с дислексией испытывают колоссальные трудности, связанные с чтением и письмом в школе. Даже во взрослом возрасте люди с заболеванием иногда испытывают стеснение, страх, вызываемый заполнением форм или документов. Вылечить дислексию нельзя – можно только научиться с ней жить, но для этого необходимы титанические усилия и постоянные тренировки, например, общение по переписке.
— У меня есть открытки от взрослой девушки-дислексика, которая у меня училась. Она обратилась за помощью в подготовке к языковому экзамену в миграционном офисе США (языковой экзамен в США сдают для получения вида на жительство, поступления на учебу и работу). Мы занимались индивидуально. Экзамен она сдала и прислала мне несколько бумажных открыток – полностью исписанных от руки. Это пример невероятного трудолюбия и упорства со стороны студента. Пример того, что людям с таким диагнозом не придется совсем отказываться от ручки и бумаги, — делится Мария Ильменская.
Фото предоставлены Марией Ильменской сайту hornews.com