Купить чудеса нельзя, а вот сотворить – пожалуйста! Об этом нам рассказала мастерица.
Нынешний год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. А где же еще можно увидеть сразу столько мастеров, как не в Доме народного творчества? Абсолютно все они обладают «золотыми руками», в том числе и хозяйка «Лавки чудес» Татьяна Третьякова.
«Все получится!»
Разговаривали мы незадолго до Татьяниного дня (25 января), а потому спросили: «Почему — Татьяна?». Оказалось – есть история.
— Папа очень любил свою тещу, которую звали Татьяной, — рассказала мастерица. – И бабушка отвечала ему тем же. Я родилась слабенькой, долго находилась между жизнью и смертью. На беду, бабушка в это время тоже попала в больницу. Папа, переживая за обеих, загадал: «Если теща выкарабкается, то и дочка выживет. И я назову ее Таней». Все, к счастью, остались живы-здоровы. Кроме имени, бабушка передала мне свою настойчивость и умение добиваться поставленной цели.
Маленькая Таня всегда тянулась к рукоделию: обшивала кукол, ходила в разные кружки, рисовала. Оформленные ею стенгазеты были лучшими в школе, а классный руководитель Людмила Федоровна Ведерникова, наблюдая за способной ученицей, сказала ей на выпускном вечере: «Если найдешь поддержку в своем окружении, у тебя все получится!».
Татьяне и в самом деле везло на понимающих людей. Такими были педагоги художественного отделения ДШИ № 4, которое она отлично окончила. Такими же были мастера в ПТУ № 9 (специальность «портной»), Копейском техникуме легкой промышленности (технолог-конструктор) и Миасском педучилище.
«Сладкий» опыт
Заочную учебу в техникуме Татьяна совмещала с работой… на молокозаводе. Да, был в ее жизни и такой «сладкий» опыт – ведь ей пришлось делать мороженое. Хотя, честно говоря, саму работу сладкой не назовешь, настолько физически тяжелой, утомительной, сырой и холодной она была. Единственный «плюс» – можно открыть краник и нацедить в кружечку густого молочного коктейля, из которого потом при замерзании и получалось знаменитое миасское лакомство.
Собственно творчество началось, когда Татьяна пришла работать в детский дом преподавателем технологии. Ее предупредили: «Дети у нас не совсем обычные, с непростой судьбой и особенностями характера…», но молоденькая учительница легко сумела найти подход к подросткам.
— Секрета тут нет, — говорит Татьяна. – Если относишься к ребенку с душой, а сам искренне увлечен своим делом, то дети это сразу почувствуют и потянутся к тебе. Так оно и вышло. Мы с ребятами осваивали все новые и новые техники (тогда как раз стали популярны куклы Тильды, вошел в моду квиллинг – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких бумажных полосок). Участвовали со своими работами в городских и областных выставках. Энтузиазм воспитателей и ребят зашкаливал, я купалась в творчестве, как в животворящем источнике, была полна идей.
Вперед, за чудесами!
Казалось, энтузиазму рукодельницы не будет конца. Но вышло по-другому. После стремительного творческого взлета любому мастеру всегда необходима передышка – чтобы собраться с мыслями, подвести какие-то итоги, наметить планы на будущее, оценить свои возможности. Татьяна поняла: «Чтобы снова взлететь, нужен разбег с новой стартовой площадки…».
Такой стартовой площадкой стал для нее Дом народного творчества, где, кажется, сам воздух насквозь пропитан творчеством и фантазией. Оказавшись в среде единомышленников, рукодельница словно обрела второе дыхание. Идеи – оригинальные, самобытные – летели к ней как птицы со всех сторон. И, привлеченные этими идеями, охотно тянулись в «Лавку чудес» дети и взрослые, которые тоже хотели стать «немножко волшебниками».
— Почему «Лавка чудес»? – спросили мы Татьяну.
— Потому что, как в песне поется, «мы все спешим за чудесами», — просто ответила она. – Ищем чудеса везде и всюду, даже в интернете, пытаемся их купить. Ждем чудес под Новый год, а они все не приходят и не приходят… Но подумайте: так ли нужны эти бесплодные поиски, если мы в силах создавать чудеса своими руками? Я назвала свой кружок «Лавкой чудес», потому что каждый может сюда прийти, увидеть – и загореться: «Я тоже так хочу! Научите!» И вот тут-то и начинается волшебство, когда с помощью клея, красок, ниток, шнура, бумаги, фанерки, пряжи, цветных лоскутков под руками рождается чудо… Оно, это чудо, может быть разным: Жар-Птицей (в технике «джутовая филигрань»), забавной Клоунессой (кукла Фофучи), фантастической светящейся картиной в стиле «бумажный пэчворк» или чем-то еще. Но все равно это будет Чудо, сотворенное человеком!.. Ничто не может сравниться с моментом, когда из отдельных, пока еще невнятных, фрагментов начинает рождаться искусство. Восторг, ликование, радость!.. Дети не верят своим глазам: «Неужели это мы сделали?» Да, говорю, конечно же, это вы и сделали, я только чуть-чуть вам помогла.
Всегда в поиске
Татьяна по гороскопу – Близнец, а значит, постоянно находится в поиске новых видов ручного творчества. Как у любой народной умелицы, в дело идет все, что попадается на глаза – коробки, фантики, пластиковые баночки. Для кого-то это обычный мусор, но поверьте: в руках творческого человека он просто сказочно преображается!
— Направлений в моей работе много, — говорит Татьяна. – Самое большое – бумагопластика. Выбор техник – огромный: гофротрубочки, квиллинг, оригами, аппликации, бумажные туннели. Сделали недавно с воспитанниками детдома «Алые паруса» объемную 3Д-картину-туннель на тему «Космос», отправили на конкурс в Челябинск. Если к ней прикрепить светодиодную лампу, картина будет загадочно светиться в темноте – как настоящий космос… А с ребятами из школы-интерната восьмого вида готовим триптих «Сказочные птицы». Они клеят из джутового шнура отдельные детали, из которых я составляю целостную композицию. Уже готовы «Птица Сирин» и «Жар-Птица». Осталась третья часть – «Алканост».
— Интереснейшие поделки получаются из фоамирана, — продолжает Татьяна. – Этот материал появился у нас не так давно, но дает бесконечные возможности для творчества. Фоамиран называют еще пористой или бархатной резиной. Он плотный, может быть разной толщины и разных цветов, однотонный или с рисунком. Если нагреть фоамиран на утюге, он станет мягким и податливым, примет любую форму. Из него хорошо получаются бразильские куколки Фофучи, ободки для волос, игрушки, сувениры, елочные украшения, а также более мелкая пластика – изящные броши, заколки, подвесы, кулоны.
«Можно все!»
Неистощимая на выдумки, Татьяна и у детей поощряет фантазию, стремление внести что-то новое в привычную схему. «Можно, я тут отрежу, а там приклею?.. А вот здесь раскрашу?.. » — то и дело звучат голоса. «Можно! Красьте, клейте, режьте!» — отвечает руководитель «Лавки чудес» и радуется, видя ребячий интерес, увлеченность, задор.
Младшая дочь Татьяны – пятилетняя Настя – интересуется всем, что делает мама, и помогает ей. Старшая Даша – уже студентка Свердловского архитектурного института.
— Сегодняшние дети очень загружены в школе, — делится Татьяна Третьякова, — но когда они приходят ко мне на занятия, то их мозг, с одной стороны, отдыхает, а с другой – развивается, так как мелкая моторика стимулирует мозговую деятельность.
На мастер-классы к Татьяне с удовольствием приходят не только дети, но и мамы, и бабушки. А у нее в голове уже зреют грандиозные планы – изучить ткачество и научить этому народному искусству всех желающих. Благо, в ДНТ есть готовые ткацкие станки.
Наталья Корчагина
Фото Елены Крыловой