Стоимость даже самых «простых», базовых продуктов в магазинах все чаще удивляет. Причин тому много — от инфляции до неурожая апельсинов в США.
Цены на продукты растут не только у нас, но и за рубежом: продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН подсчитала, что мировые цены на продукты в 2021 году поднялись на четверть.
В магазинах не успевают менять ценники уже с лета прошлого года. Больше всего подорожали растительное масло и зерновые, злаковые и пшеница, сахар. А вот рис подешевел. Из мяса дороже всего стала баранина, за ней говядина и курица. Причина тут не только в инфляции, но и ограниченном производстве: оно не всегда успевает за спросом.
Ускорить рост цен «помогли» дополнительные издержки предприятий на логистику и топливо. Мировые резервы минимальны, впервые за шесть лет. В Канаде урожай пшеницы упал вдвое (а эта страна —
экспортер 2/3 объема пшеницы твердых сортов), неурожай апельсинов в США уже привел к подорожанию контрактов на этот год.
Да и Россию природные неприятности не обошли стороной: пока Поволжье и Урал засыхали, южные регионы и Дальний Восток буквально заливало. ЧС не обошли стороной 16 регионов нашей страны, сообщают РИА Новости.
Локдаун и удаленка напугали людей: многие бросились закупаться впрок, и экспортные цены на твердую пшеницу резко взлетели. Соответственно, поднялась себестоимость продуктов. Подорожала розница.
По данным Росстата, в декабре цены на продукты увеличились на 10,5% в годовом выражении. Причем общая потребительская инфляция достигла 8,5%. Практически столько же — непродовольственная. Для сравнения: даже в остром пандемическом 2020-м было меньше — 6,7%.
И даже наступивший 2022 не несет приятных новостей, ведь все факторы, которые способствуют инфляции, сохранятся.
— Пандемия разорвала связи между странами, дешевой рабочей силы не хватает, затраты на транспортировку и логистику растут. Плохие погодные условия повлияли на объем и качество урожая. В некоторых государствах сократилось поголовье скота. Ситуация на сырьевых рынках тоже влияет на розничные цены продовольственных товаров, — говорит Мария Долгова, доцент кафедры финансов и цен РЭУ имени Г. В. Плеханова.
Из-за энергетического кризиса подорожали топливо и электричество, расходы предприятий сильно увеличились. Рентабельность обрушилась, производство сократилось в разы. А из-за роста мировых цен отечественные производители расширяют экспорт в ущерб внутреннему рынку, пишет «Российская газета».
В помощь
Крупнейшие российские ретейлеры направили в Федеральную антимонопольную службу свои предложения по ограничению цен на продукты. Так, АО «Тандер» («Магнит» и «Дикси») и Х5 Retail Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») готовы ограничить максимальный уровень наценок 10%, а торговая сеть «Бристоль» — 10-15%. По мнению экспертов, такой уровень наценки является «абсолютно минимальным» и не покроет даже расходы на продажу этих товаров.
Конкретные товары определят сами сети. В Х5 Retail Group отметили, что ограничения коснутся более чем 20 социально значимых товаров, включая овощи борщевого набора, макароны, хлеб и гречневую крупу.
В «Магните» заявили, что ограничение наценки коснется 200 товарных позиций из 25 категорий, составляющих базовую продовольственную корзину покупателя — вермишель, овощи борщевого набора, хлеб, молоко, сливочное масло, гречневую крупу и другие.
По словам замглавы минпромторга РФ Виктора Евтухова, сейчас средняя наценка крупных торговых сетей на базовые товары составляет не более 15-16%.
— Конечно, есть товары с большей наценкой, но это не товары первой необходимости, они не входят в социальную корзину. Мы говорим про якорные товары, за которыми покупатели чаще приходят, — отметил чиновник в эфире телеканала «Россия 24».
Производители кондитерских изделий уведомили торговые сети о повышении цен с 1 февраля. Речь идет о пяти крупнейших изготовителях рынка. Так, Mondelez (производит бренды Alpen Gold и Oreo) заявил об увеличении стоимости продукции до 19%, «Хлебпром» (торты «Услада» и шоколад «Частная галерея») — до 23%, «Славянка» («Чудо» и «Левушка») — до 18%, «Объединенные кондитеры» («Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт») — до 18% и Ferrero (Raffaello и Kinder) — на 6%. Об этом «Известиям» рассказали в торговой сети «Верный». Кондитеры объяснили подорожание ростом издержек: например, увеличились цены на упаковку и сырье — муку, пальмовое масло и меланж (яичный полуфабрикат).
Исполнительный директор ассоциации предприятий кондитерской промышленности «Асконд» Вячеслав Лашманкин отмечает, что в организации признали значительное увеличение производственных затрат: например, за два года сахар подорожал на 113%.
Перекур
С 1 января единая минимальная цена (ЕМЦ) за пачку сигарет определена как 112 рублей — выше прошлогодней на четыре рубля. Ниже этой цены продавать сигареты нельзя — иначе продукция считается нелегальной согласно закону от апреля 2021 года.
ЕМЦ рассчитывается на основе минимальной ставки акциза за одну тысячу штук сигарет и папирос, ставки НДС и повышающего коэффициента 1,4. А поскольку акцизы подросли с 1 января на 4%, то выросла и минимальная цена. Поэтому неудивительно, что и средняя цена за пачку сигарет подросла на 5-10 рублей, сейчас это около 145-150 рублей.
На посошок
С 1 января, как и во все последние годы, повышен акциз на крепкий алкоголь (на 4% в расчете на литр спирта). Соответственно, стоит ждать и повышения розничных цен.
— Из-за общей инфляции, включая рост стоимости сырья и транспорта, алкоголь в любом случае подорожал бы. Но, безусловно, рост акцизов и минимальной розничной цены это дело усугубляет, — комментирует «Комсомольской правде» доцент экономического факультета Российского университета дружбы народов Сергей Черников.
Что касается, импортного алкоголя, то цены на него зависят еще и от курса валюты.
С крепким «горячительным» разобрались, а вот с вином ситуация более сложная. В Новой Зеландии, Италии и Франции из-за неблагоприятных погодных условий и «критически плохого» урожая сырье на вино подорожало на 20%. А ведь на эти три страны приходится почти 45% мирового производства вина. Отечественные виноделы проблем с урожаем в прошлом сезоне не имели, но затраты их растут — поэтому и цены, вероятно, будут подниматься.
Согласно данным Росстата, уже в первые 10 дней наступившего года овощи и фрукты успели подорожать. Помимо компонентов «борщевого набора», в цене прибавили бананы (+3,8%), макароны (+1%), сливочное масло (+0,8%), говядина (+0,5%).
Страницу подготовила Любовь Яннурова