Мастерица из Златоуста изготавливает ватные игрушки, глиняных кукол, витражи, декорирует свечи и пишет картины.
Зимний декабрьский вечер — я спешу в студию Ирины Крашенинниковой на мастер-класс по изготовлению ватного медвежонка. Мастерская Ирины — множество работ в самых разных техниках, выполненных и самой хозяйкой, и ее учениками. Именно это разнообразие и поражает, видимо, правду люди говорят: талантливый человек талантлив во всем. Ведь с полок смотрят не только ватные игрушки а-ля ретро, но и глиняные куклы, и расписные витражи, и задекорированные свечи, а на стенах висит живопись разных направлений. Сама мастерица рассказывает:
— Началось это около девяти лет назад, просто стало скучно. Начала с техники декупаж – тогда в Златоусте про него никто ничего и не знал. Потом поняла, что задыхаюсь – одной нельзя, надо делиться с кем-то. Было, конечно, страшно, но ничего, справилась: арендовала студию, начала работать потихоньку. А вот с детьми заниматься боялась.
Одна из дочерей Ирины — лингвист, живет и работает за границей в школе для билингвов — ребят, которые говорят на нескольких языках. Именно она попросила маму провести пару уроков для детей в своей школе — два-три года подряд, приезжая в Андорру, Ирина занималась с ребятами.
— Группы были большие, человек по 12, некоторые дети не говорили по-русски вообще, — приходилось договариваться. И у меня все получилось. После этого никакого страха не осталось, и в мою студию здесь стали приходить родители вместе с детьми — формат студии превратился в семейный, и мастер-классы по декупажу мы тоже переросли — и витражной росписью занимаемся и имитацией поверхностей, много работаем с деревом. Уже не страшно, я чувствую, что мастерства хватает.
«Приходят на «хочу»
Формат работы Ирины с учениками отличается от обычных «кружковых»: как она сама говорит, все приходят на «хочу». Это значит, что в группе нет единой цели занятия — сели, слушаем преподавателя, делаем под копирку. У каждого ребенка своя идея, свой темп работы, своя любимая техника, свое «Я хочу сделать это». Поэтому с одного и того же занятия кто-то уходит с картиной, кто-то — с самодельной игрушкой, кто-то — с брошкой в подарок бабушке.
Конечно, такой подход усложняет работу Ирине — за каждого надо что-то додумать, объяснить и показать технику выполнения, проконтролировать. Однако с другой стороны это интереснее, открывает больший простор для творчества и фантазии, признается Ирина.
— К тому же, с детьми не бывает скучно, они постоянно чего-то хотят, — улыбается Ирина. — Закиснуть они не дают. Они смелые, они не зашоренные, они делают такие вещи, которые не смогут сделать взрослые в силу своего опыта, например. У нас постоянный обмен творческой энергией.
В студии Ирины занимаются ребята от пяти лет, но работают все вместе, группы по возрасту не делятся. А еще из работы в иностранной школе Ирина принесла и форму общения с учениками — в студии все «на ты». В других языках нет формы «Вы-ты», нет отчеств, а потому нет строгой субординации. Что это дает?
— Когда нужно, я могу и подыграть где-то, и надавить как-то по-дружески, — поясняет Ирина. — Мы партнеры, а не учитель-ученик. Друг другу помогаем, объясняем, подбадриваем, они могут со мной чем-то поделиться, по-дружески: даже о мальчиках можем пошептаться, между нами, девочками. Знают, что я не побегу жаловаться, что мы друзья. А перед выходом мы обязательно обнимаемся — традиция!
Учиться у лучших
— «Заболела» декупажем почти случайно: услышала, как на работе коллега хвасталась новым хобби. Стало интересно: что же это за декупаж такой? Стала узнавать, разбираться — и затянуло. Ведь все мы в свое время чем-то занимаемся для себя: вяжем, шьем, рисуем, иначе закисаешь. Мое кредо по жизни: учиться у лучших. Именно поэтому и мастерство декупажа у меня не по наитию, я целенаправленно училась у московских мастеров. Сейчас это знаменитые люди, их имена на слуху, но для меня главное то, что я им доверяю. Ведь важно не только уметь что-то, а важно и правильно это донести до учеников.
У меня была история, когда дочь подарила мне участие в мастер-классе в Челябинске у одного мастера. Я пришла и поняла, что моих знаний гораздо больше, чем у данного преподавателя. Декупаж – техника очень тонкая, там много технических деталей и нюансов, и ими мастер попросту не владеет. Этот случай во многом стал для меня толчком.
Вообще, посещение выставок и ярмарок Ирина считает очень важным аспектом для любого мастера — не с целью выгоды, а с целью общения, получения нового опыта и знаний. Кстати, в плане творческого развития Ирина говорит «спасибо» пандемии: мастер-классы известных и талантливых художников и мастеров стали доступнее в онлайн.
— Когда с такими людьми общаешься, меняется твой взгляд. Я и как человек, очень любопытная, — улыбается Ирина. — Видимо, еще и поэтому хочется постоянно что-то изучать. Неинтересно в чем-то одном упираться.
Одна стена студии украшена дипломами, грамотами, вымпелами — участия в выставках, ярмарках, конкурсах. Говорить о каждой работе, принесшей награду, можно часами, но что больше всего запомнилось самой Ирине?
— Конечно, «Виват, театр!» — международный конкурс. Там «участвовала» ватная кукла Джебраил, водитель товарища Саахова из «Кавказской Пленницы». В фильме роль исполнил Фрунзик Мкртчян, и судя по тому, что люди узнают персонажа в кукле – сходства удалось добиться. А как для мастера, для меня было важно изобразить и знаменитое галифе, и кожаную куртку, и сапоги – такие разные фактуры и все из ваты. С ним мы вышли в финал. Экологический фестиваль «Веселая горка» в Златоусте, в котором участвовала, по-настоящему народный, местный, родной; очень теплые воспоминания и эмоции от фестиваля в Кусе «Уральские валенки».
Стало тесно
— Со временем поняла: декупаж техника интересная, но ты всегда ограничен заготовкой, — поясняет Ирина. — Надо все вышкурить, выделать так, чтобы получилось «без сучка-без задоринки», как в магазине. А где полет? Да, выбираешь цвет, да, есть где разгуляться, но чтобы с нуля выразить себя ты не можешь.
Случайностей не бывает: будучи в Москве по своим делам, Ирина посещает мастер-класс по ватным игрушкам. Материал оказался интересным, своенравным.
— После того я сознательно не стала смотреть уроки в интернете, что-то читать, брать мастер-классы. Мы так устроены — насмотренность никуда не убрать, ты начнешь подражать. В творческом процессе не должно быть рамок, они сужают. Надо отпускать себя. Потому что если думать о конечном результате, думать о том, что скажут о твоей работе, — не получится ничего, ограничивается полет. А потому и тяжело не было, было очень интересно. И первой моей серией стали «маруськи» в полушаночках — маленькие куколки, девочки в шубках. А потом пошли варианты: а что если?..
Сейчас одна из любимых техник Ирины — работа с ватой, создание кукол. Ее ватные игрушки известны далеко за пределами области. Действительно, смотришь на них, они словно живые: мальчик Илюша лепит снеговика — щеки зарделись на морозе, а на лице такой восторг; управдом с портфелем в пальто спешит по делам — мужчина серьезный, сразу видно; яркий клоун корчит гримасы, а в руке — воздушный шар, вот-вот унесет его в небо.
— Если бы мне кто-то сказал пять лет назад, что я начну делать ватных кукол, я бы очень сильно удивилась, — говорит Ирина. — А сейчас на выставке в Москве мне говорят: «Таких игрушек, как у вас, нет нигде». У меня своя техника выкраски, хочу, чтобы игрушка не была «тупо» покрашена. Использую сложные цвета, переходы. Я и сама не встречала подобных игрушек: да, есть более детальные, да, есть более сложные.
На своем пути я встретила очень интересного человека — художника из Вологды Подгорного Виктора: взяла у него уроки живописи. Он всегда говорит: «Подмалевок должен быть лихим и придурковатым: разливай краски как попало, чтобы потом из этого собрать настоящую картину». Однако я сама так не могу, что-то мешает. Опять этот внутренний критик, которого в живописи я не могу отключить. С куклами и игрушками у меня такого нет: персонажи рождаются, начинают жить… История меняется, задумка не всегда удается точно такой же как хотелось. Но в этом и есть задача настоящего творца – помочь образу появиться, не пытаться его сломать и вогнать в рамки.
Наш разговор длится и длится, Ирина рассказывает интереснейшие вещи: о творчестве и общении, об учениках и взглядах… Со стола на меня смотрит мой ватный медвежонок — за беседами и под чутким руководством мастера и у меня получилась настоящая игрушка: пусть неказистая, но теплая, живая, душевная. А разве не в этом смысл творчества?
Любовь Яннурова
фото автора