Снижаем затраты на газ, тепло и воду правильно.
Дорожает все, но, как известно, заработки сограждан за ценами не поспевают. Особая строка расходов — «коммуналка». Платежи за свет и воду растут как на дрожжах, и люди пытаются экономить. Если никаких льгот у гражданина нет, то единственный способ сохранить деньги — экономия ресурсов.
Тепло и уютно
Специалисты утверждают, что установка приборов учета тепла снижает ежемесячные затраты на треть. Однако не в каждом многоквартирном доме можно добиться таких результатов. Не все приборы подойдут для многоквартирных домов. Например, в домах, сданных в эксплуатацию в последние 10-15 лет, жильцы и так платят меньше, чем по нормативу, — такие здания возводятся с учетом ресурсосберегающих требований и хорошо утепляются. А вот если коммунальщики поставят подобный прибор в здание, построенное в 1960-90 годы, то затраты на отопление могут только возрасти.
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», утвержденными постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
Размер платы за отопление в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, определяется равномерно в течение календарного года, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год, тарифа и общей площади квартиры. То есть поставщики тепла ежемесячно начисляют жителям по 1/12 стоимости, исходя из среднего значения, рассчитанного по показаниям прибора учета за предыдущий год.
Потом поставщик производит корректировку оплаты с учетом тепла, поставленного в последнюю зиму. И если зима была холодной, то люди получат платежки с требованием дополнительно оплатить от пяти до 30 тысяч рублей (в зависимости от площади и объема тепловой энергии, ушедшей на обогрев «улицы»).
Вывод: установка общедомовых приборов учета тепла в многоквартирных домах, возведенных в прошлом веке и не прошедших реконструкцию для уменьшения теплопотерь, приводит к увеличению затрат на оплату отопления на 20-30 процентов. Значит, в этом случае надо добиваться реконструкции здания.
Журчат ручьи
До трети коммунальных платежей составляют водоснабжение и водоотведение. И при отсутствии счетчиков расход воды определяется по формуле: норматив х количество зарегистрированных на жилплощади человек х тариф.
Норматив включает не только среднестатистические потребности человека, но и возможные потери воды, например, во время купания, умывания, мытья посуды и чистки зубов. Получается, что только один человек потребляет в месяц около 6,9 кубометра воды. Это приличная цифра, и платить по такому нормативу невыгодно, когда в квартире зарегистрированы несколько человек. И если установить счетчик, то можно снизить расходы за водоотведение на 15 процентов.
Но у каждой медали есть обратная сторона. Если в жилище зарегистрировано два человека, а в реальности проживают пять или шесть (например, молодая семья живет с родителями), то прибор учета потребления воды становится невыгодным. Поэтому, прежде чем ставить счетчики на воду, стоит задуматься.
Если же в квартире уже есть прибор учета расхода воды, а хочется сократить траты еще больше, то следует устранить различные мелочи, «подъедающие» бюджет: поставить экономичную кнопку слива унитаза, рычаговые смесители, заменить износившиеся прокладки или кранбуксы, ну и банально экономить воду.
Гори-гори ясно!
Приборы учета электроэнергии есть почти в каждом доме, и здесь вопрос не в том, ставить эти приборы или нет, а в том, как уменьшить их показания. Не стоит «сбрасывать» счетчики или проворачивать аферы с магнитами и прочим — сегодня это уголовно наказуемое деяние. Речь идет только об экономии электричества. Как? Устанавливать экономичные приборы.
При экономии большое значение имеет класс бытовой техники. Так, приборы класса «А» неплохо экономят электроэнергию. С другой стороны, они обходятся недешево и далеко не всем по карману — стоит ли внезапная покупка нового холодильника такой экономии? А вот если вы как раз собрались приобрести «обновку» в виде телевизора или микроволновки, то присмотритесь к подобным приборам.
Следует также помнить, что техника, «живущая» в режиме ожидания (телевизор, компьютер, микроволновка и другие), забирает около трех тысяч рублей в год. Поэтому лучше просто выключать приборы, которые не используются, из сети.
Помогут экономить и энергосберегающие лампочки. Например, светодиодная лампочка потребляет на 80 процентов меньше энергии, чем обычная «лампочка Ильича». Другой вопрос, что далеко не всем нравится свет от энергосберегающих ламп, он холодный и «мертвый». Но это уже, как говорится, дело вкуса.
В целом же, если использовать электроприборы класса «А», установить в квартире энергосберегающие лампочки, отключать от сети неиспользуемые электроприборы, то можно снизить затраты на 10-15 процентов.
А что, так можно?
Удивительно, но Жилищный кодекс оставляет лазейку: при определенных условиях можно не платить или хотя бы отстрочить оплату услуг ЖКХ. Об этом «Российской газете» рассказал Дмитрий Гордеев, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ:
— Статья 155 Жилищного кодекса прямо говорит, что плата за ЖКУ вносится на основании платежного документа. Формально — если нет такого документа, то нет и обязанности вносить плату за жилищно-коммунальные услуги. Другое дело, что платежи могут выставляться не только в бумажном виде. Это может быть электронная платежка в ГИС ЖКХ или иной информационной системе, в письме потребителю по электронной почте или через информационный терминал. Квитанция, полученная любым из этих способов, также влечет обязанность внести квартплату наравне с бумажным платежным документом.
Проще говоря, если в почтовом ящике нет платежки, но в информационной системе присутствуют данные по вашей квартире, платить надо. Некоторые управляющие и ресурсоснабжающие организации даже предлагают потребителям написать заявления о направлении им платежек только в электронном виде.
«Бумажки» нет. Не плачу?
Действительно, тогда за жилищно-коммунальные услуги можно не платить. Лишь до момента выставления квитанции. Отсутствие бумажного и платежного документов за очередной месяц нужно зафиксировать путем обращения в управляющую и ресурсоснабжающие организации. Либо через обращение в совет дома, который может выступить от имени всех жильцов, не получивших квитанцию.
Электричество в квартире было? Отопление предоставлялось? Вода из крана текла? А квитанция — всего лишь формальность, платить все равно надо. Однако речь идет о том, что можно не платить, не зная точного размера начислений. Если был сам факт потребления ресурсов, отказываться платить только на основании отсутствия квитанции неправильно. Как только платежный документ появился в том или ином виде (хоть и с опозданием), отсчитываем 10 дней и платим.
Если непонятно, кому платить
Еще одна частая проблема, которая вводит в заблуждение: отсутствие информации о поставщике услуг или плата начислена с явной арифметической ошибкой — 1000 копеек вместо 10, например. В этих и других случаях, когда, скажем, из крана течет вместо горячей прохладная вода — требуется предварительное разбирательство.
Потребитель услуги имеет право направить и в управляющую, и ресурсоснабжающую организации, с которыми есть прямые договоры, требование о проведении сверки расчетов. Сроки ответов на подобные запросы — от одного до трех рабочих дней со дня поступления запроса — установлены в пункте 34 Правил управления МКД, утвержденных постановлением правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416.
Заниматься этим нужно с поддержкой управляющей компании — как диктует часть 11 статьи 161 Жилищного кодекса: «…управляющая организация обязана участвовать в разбирательствах, связанных с качеством коммунальных услуг и неправильными начислениями даже при наличии прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями».
Материал подготовила Любовь Яннурова по материалам «Российской газеты»