Айские притесы и ГЭС «Пороги» — «обязательно к просмотру» в Саткинском районе.
А вам слабо заглянуть в стометровую бездну? А прыгнуть на «тарзанке» с такой же высоты? Ну а хотя бы «полетать» над пропастью на качелях? Испытать себя можно в ста километрах от Миасса — на знаменитых Айских притесах.
«Пестрая скала»
Высокая и протяженная скальная стена — одна из самых известных природных достопримечательностей Челябинской области. Побывать здесь хотелось давно, а вот сбылось на днях. Красота неописуемая, и фотографии в полной мере ее не передадут. Так что соберитесь и съездите, кто не был. А кто был — побывайте еще раз.
Река Ай (в переводе с башкирского — «Луна» или «Лунная река») протекает по Челябинской области и Республике Башкортостан. Длина — 549 километров. Много здесь скал и пещер. А притесы делятся на Малые и Большие — самые масштабные. Слово «притесы», которым называют вертикально обрывающиеся к реке скалы, произошло от «тесать», «утес».
А вот татары и башкиры называют здешние места иначе — Сыбар-Кая — «пестрая скала». И действительно, оттенков здесь много, в том числе, благодаря лишайникам.
Вверх — сподручнее
Чтобы добраться сюда, нужно пройти через сухой водопад, который становится «мокрым» лишь на несколько дней в мае, когда тают снега и вода с высоты 16,5 метров падает вниз, образуя небольшое озерцо (его остатки, кстати, мы застали).
Идешь по каменным ступеням, как по лестнице, и не верится, что это произведение природы, а не творение рук человеческих, но это так. Говорят, в древности здесь текла река. Алексеевский лог, как еще называют сухие водопады, — это часть Малых притесов. Малых, да удалых! Чтобы подняться по ним, пришлось с большим трудом вскарабкаться прямо от водопада наверх, припомнив подзабытые туристские навыки. Был, правда, путь попроще, но раз уж начал подниматься, так иди: спуститься с полпути сложнее, чем подняться. «Вниз сподручнее было, чем ввысь» — это не про нас…
Уральские Анды
Ну вот поднялись — теперь по широкой тропе к Большим притесам — идем, а их все не видно. Да и своих не наблюдаем, тех, что «пошли другим путем». Спросили дорогу у «местных», нашли пару площадок для фотосъемки, но, как оказалось, рано — спустя минут 20 открылись потрясающие виды со стометровой высоты — ни дать-ни взять Кордильеры с Андами (см. фото).
Здесь же — и «качели над пропастью», и беседки, и строящаяся «юрта»-кафе, и вода в холодильнике, да еще и траншеи под трубы прокладывают в скальном грунте, видимо, вода будет скоро в постоянном режиме.
Но нас ждет еще ГЭС «Пороги» — пусть не действующая, но все равно интересно — как же там электричество добывали сто с лишним лет?
ГЭС «Пороги» (1910-2017)
ГЭС «Пороги» возле одноименного поселка в Саткинском районе. Много слышал, но побывал впервые. Правда, чтобы посмотреть ее в действии, опоздал на четыре года: станцию закрыли в 2017 году из-за отсутствия средств на ее эксплуатацию. До этого она считалась старейшей непрерывно действующей гидроэлектростанцией в России (была запущена в 1910 году).
Строительство ГЭС началось в 1908-м, и связано оно с именем горного инженера Александра Шуппе.
— В начале девятисотых годов у меня явилась мысль основать на Урале электрометаллургический завод для выплавки металльных сплавов ферро-хрома и высокопроцентного ферро-силиция, прежде в России не производимых и имеющих огромное значение при изготовлении специальных сортов стали, необходимых в особенности для выделки предметов обороны, а также при изготовлении автомобилей, аэропланов и т.п., — вспоминал Александр Филиппович. — С этой целью я выхлопотал у министерства торговли и промышленности право на постройку каменной плотины на реке Сатке в Златоустовском округе и на постройку металлургического завода.
Деньги на строительство дал граф
А. А. Мордвинов, а возводилась она по проекту известного русского архитектора, инженера-проектировщика, петербургского профессора Бориса Бахметьева.
«Основная часть плотины в русле реки Сатки расположена в плане по дуге круга радиусом 100 метров, — рассказывал Борис Александрович на 13-м съезде русских деятелей по водным путям в 1911 году. — Разборчатая часть состоит из шести разделенных каменными быками отверстий длиною: два — по 10 метров, один — 4,5 метра, три — по 12 метров, закрываемых щитами».
«Электросолнце» Порогов
В 1910 году улицы и дома Порогов осветила лампочка Эдисона. 12 июля того же года заводские печи выдали опытную плавку ферросилиция, а 24 августа — феррохрома. Продукцию в бочках на гужевом транспорте везли до станции Бердяуш, откуда по железной дороге доставляли потребителю.
К 1921 году в печах завода была опробована технология выплавки ферросилиция, углеродистого феррохрома и ферромарганца, карбида кремния и кальция, ферровольфрама. 20 января 1921 года провели опытную плавку карбокорунда.
С 1971 года Пороги становятся участком цеха магнезитового порошка № 4 завода «Магнезит». Затем производство было перепрофилировано на выпуск новой продукции — кускового периклаза, который здесь делали вплоть до закрытия предприятия в ноябре 2000 года.
Культурное наследие
С 1996 года Порожский комплекс является объектом культурного наследия регионального значения. На его территории находятся: водосливная плотина с металлической напорной трубой, здание электростанции с механизмами, до недавнего времени вырабатывавшими электроэнергию, которой снабжался поселок Пороги, здания химлаборатории, склада, кузницы, помещение плавильного цеха, открытая монорельсовая эстакада.
ФАКТ
Инженер и Человек
К сожалению, сейчас все это историческое наследие просто стоит, ржавеет и постепенно разрушается. Этот процесс ускорился бы и раньше, если бы с 1998 по 2014 год (до своей смерти) памятник науки и техники «Порожский гидроузел» не сохранял и не обслуживал за свой счет инженер Виктор Загнойко (1948-2014). В память об «инженере с большой буквы и человеке с огромным сердцем» на стене здания электростанции, прямо напротив плотины, установлена мемориальная доска. Виктор Владимирович как будто и сейчас смотрит на ГЭС, сохранению которой посвятил немалую часть своей жизни.
Максим Туманов
фото автора