Первый фотосалон на территории нынешней Челябинской области появился в Миасском заводе.
В 1878 году появилось первое фотографическое общество в России — Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО). В 1881 году появилось фотографическое общество в Одессе, в 1884-м — Русское фотографическое общество в Москве. Весной 1892 года ряд петербургских газет сообщили об организации клуба фотографов-специалистов, членами которого могут быть лишь фотографы-профессионалы. О попытке организации фотографического общества в Челябинске в 1902 году говорит рукописный документ проекта обращения от имени челябинского городского Головы И. Е. Фотеева, обнаруженный в Челябинском областном архиве.
А в Миасском заводе (официальное название в позапрошлом веке сегодняшнего города Миасса) первый фотосалон «Новая фотография» появился уже в 1880 году(!), хотя официально в Оренбургской губернии по переписи населения первый фотограф «проявился» в 1897-м.
Салон открыл Вениамин Метенков, знаменитый впоследствии фотограф Екатеринбурга. Почему не Миасского завода? Он поехал в ближайший фотографически развитый город нанимать фотолаборантов и… влюбился. Как известно, в истории во всём и всегда виноваты женщины: одна из них увела из Миасского завода фотографа, которого уже в 1887 году наградят золотой медалью на выставке в Париже! А в 1883 году местная газета «Екатеринбургская неделя» уже с восторгом писала о фотографическом ателье Метенкова.
Так что, можно вполне естественно считать Миасс родиной южноуральской фотографии, хотя золотопромышленники и богатые люди открывали фотографические салоны в конце XIX века и в Троицке, и в Верхнеуральске, и в Челябе (уездные центры). Миасский завод входил в Троицкий уезд. По моим сведениям, фотографическую культуры привезли в Оренбургскую губернию ссыльные поляки, которых выслали на Урал после польского восстания 1863-64 годов. У одной из сестёр Метенкова в женихах ходил польский ссыльнопоселенец, который мог «заразить» Вениамина этим техническим видом искусства. Впрочем, как и научали и приобщали поляки будущих фотографов Оренбурга, Троицка и Верхнеуральска.
К чему это я, спросите вы? На днях я приехал в гости в редакцию газеты «Миасский рабочий», и мы долго говорили о Вениамине Метенкове, об истории фотолюбительского движения в Миассе в минувшем веке. Здесь жил ещё один знаменитый на весь кинематографический мир «ссыльнопоселенец» Леонид Оболенский (соратник Эйзенштейна). Это Оболенский заразил местных фотографов любовью к фотоискусству. А Михаил Терентьев, председатель местного фотоклуба, даже издал великолепную, и, пожалуй, единственную книгу по истории фотолюбительского движения в горнозаводской зоне Челябинской области: историю фотоклуба Миасса «Импульс» с 1962 года и – «Булат» Златоуста с 1981 года. Сегодня в Златоусте работает сильный клуб фотолюбителей, а в Миассе с уходом из жизни Михаила Терентьева фотолюбительское движение распалось. Но талантливые фотографы остались.
Например, Наталья Вольвач и Виктор Суродин, о которых мы писали недавно в связи с фотоконкурсом Челябинского государственного центра народного творчества. В Миассе много других талантливых фотолюбителей и профессионалов. И хочется верить, что «наследники Метенкова и Оболенского» снова объединятся в фотоклуб, который займет ведущие позиции в области и стране.
Павел Большаков
Фото Вениамина Метенкова