О чем горожане спорят в соцсетях?
Не так давно несколько информационных источников облетела новость о предстоящем строительстве объездной дороги. Она необходима, чтобы направлять потоки транспорта от перекрестка улиц Олимпийской и Богдана Хмельницкого напрямую на трассу Миасс — Карабаш. Длина участка невелика, всего полтора километра, но важность ему придало другое обстоятельство.
Рукописи не горят.
«Интересно, что объездная была прорисована еще В. П. Макеевым в генплане Миасса, но, к сожалению, так и не была доведена до реализации», — говорилось в заметке. Если перед нами легенда, то очень красивая. Но, право слово, хочется верить в правдоподобность истории. Уж очень значимо для города наследие академика, имя которого при жизни не упоминалось в газетах. Говоря современным языком, пиара у него не было. А результаты многогранной деятельности — вот они.
Столько времени прошло, а Дворец культуры, бассейн, другие знаковые места машгородка по-прежнему служат горожанам. Ничего равного по значимости с тех пор не появилось. И троллейбусная линия, построенная при участии Виктора Петровича, является надежной связующей нитью. И сама северная часть города, сколько бы ее не портили новоделы, остается замечательным памятником эпохе Макеева.
Сейчас, когда его имя носят Государственный ракетный центр и главный проспект машгородка, установлена мемориальная доска на доме, где жил академик, и скульптура напротив «Прометея», забавно вспоминать о давней дискуссии на страницах местной печати.
Сторонники того, чтобы проспект по-прежнему носил имя Чернышевского, а не Макеева, оказали во второй половине восьмидесятых годов нешуточное сопротивление. Оно даже напоминало революционное, в духе романа «Что делать»? — настольной книги ниспровергателей царского режима. Личность Николая Гавриловича и описанные им сны Веры Павловны казались некоторым важнее больших дел Виктора Петровича.
Итог известен: прежнее название проспекта помнят только старожилы, да и творчество Чернышевского давно пропало из школьной программы, уступив место более талантливым и художественным произведениям. А роль Макеева в развитии Миасса и истории города неоспорима. И если спустя столько лет находятся чертежи и реализуются задумки генерального конструктора, то это лишний раз доказывает его прозорливость. И даже хочется, чтобы в архивах пылились еще какие-нибудь проекты, на воплощение которых нашему великому земляку не хватило жизни. Ныне здравствующим трудно с ним сравниться. Набрать регалий, потешить тщеславие — сколько угодно, остаться в памяти благодарных потомков — проблематично. Или дела мелковаты, или веры в чистоту помыслов почти не осталось.
Прямой наводкой.
Почти в одно время с планами построить дорогу в объезд машгородка поднялась шумиха на юге округа. До переброски асфальтоукладчиков в село Черновское еще далеко, но волна поднята заранее. Обделано все классически, в виде информационного вброса, на основе неких осведомленных источников.
Анонима за язык не ухватишь, а связать планы строительства с корыстными интересами — оседлать благородную волну возмущения. В массовом сознании устоялась точка зрения, что ничего не появляется просто так, без тайного умысла. Вот и дорога, о необходимости которой сказано-пересказано, кое-кому встала костью в горле, стала инструментом политической борьбы. В общем, с душком получается история. И то, как она преподана, и то, как непочтенной публикой подхвачена, — одинаково неприлично.
Выступать чьим-то адвокатом во время публичной драки — неблагодарное занятие, от одной из сторон обязательно прилетит. Подобной задачи перед собой не ставим, есть более компетентные органы, они при желании во всем разберутся и установят истину. Мы же, разбирая ситуацию, оцениваем публичную реакцию. Она предсказуемо беспощадна. И будет такой при любом раскладе. Когда несется отовсюду «Ату его», уже не интересует, законны ли конкурсные процедуры для строительства этой дороги, правильно ли расставлены приоритеты, каковы объемы дорожных работ в текущем году. Может быть, что и селяне получат дорогу, и горожане внакладе не останутся. Копаться в грязном белье и трясти им приятнее, чем разобраться по сути.
Мечты и реальность.
Размышления не продиктованы наивностью и желанием перевоспитать. Поводы для недовольных всегда найдутся — одним щи жидкие, другим жемчуг мелкий. Скажем, въезжает в популярный торговый комплекс на южной окраине машгородка в скором времени другая сеть, и уже заранее оказывается для диванных критиков «не той». Или вот, появился временный деревянный забор на пересечении улиц Инструментальщиков и Победы. Сетевая массовка, узнав о строительстве там до конца лета очередного магазина, зафантазировала и забурчала о другом предназначении этого пятачка.
Можно до потери сознания и с пеной у рта доказывать, что лучше разместить здесь семейный центр досуга или тому подобное заведение. Но если из области фантазий вернуться в реальность, окажется, что другие денежные мешки, кроме федеральных сетевиков, за покупку пустующих участков не бьются. И быстро отбить вложения проще всего торговлей продуктами. Хорошо, что не очередная пивная появится, коих расплодилось немерено, и ни одна добровольно не закроется, потому что не зарастает к ним народная тропа. Самолично протаптываем ее, тут даже дворникам с лопатами орудовать не надо.
Если сегодня в обзоре все вертится вокруг дорог, то не обойти вниманием муссируемую весть о повышении стоимости проезда в маршрутках. Рано или поздно такая неприятность случается. Цены время от времени растут на все, иногда несутся вскачь. То, что частные перевозчики захотят компенсировать растущие расходы за счет пассажиров, неудивительно. Судя по сообщениям народных корреспондентов, подорожание происходит странно. Одни возят по старой цене, другие — по новой. Или не договорились, или смотрят, как выросший тариф отразится на наполняемости салонов. Смириться с любым ростом цен трудно, особенно, если качество услуг остается прежним. Мы бы нехотя, конечно, но скинулись частникам на бедность, чтоб взамен получить обновление автопарка, а не трястись в убогих маршрутках, где ни согнуться, ни выпрямиться.
Мечты, мечты, где ваша сладость… На прошлой неделе они были от нас совсем недалеко. Когда Миасс из-за схода вагонов с углем остался почти на сутки без железнодорожного сообщения с внешним миром, несколько поездов направили в обход поврежденного участка. Два из них проследовали резервной веткой через Нязепетровск в направлении Екатеринбурга. Как минимум лет десять на этой дороге остановлено пассажирское сообщение. И каким же событием стал внеплановый проезд обоих составов через город. Они не делали остановок, стремясь быстрее войти в график, но не остались незамеченными.
Жители их фотографировали и снимали на видео, а после предавались ностальгическим воспоминаниям о временах, когда со своего вокзала можно было уехать в дальние края. Вот так, своей аварией мы подарили соседям маленькую надежду.