«Миасский рабочий» продолжает разбираться в проблеме безнадзорных животных.
Мы вкратце рассказали о ситуации с бродячими собаками в Миассе, об основных положениях федерального закона «Об ответственном обращении с животными…» и определились с основным путем решения проблемы — созданием приюта.
Напомним, отловом безнадзорных животных в Миассе с 2019 года занимается ИП София Скородумова из Златоуста, работающая и в других муниципалитетах горнозаводской зоны Челябинской области.
Как рассказал представитель предпринимателя, руководитель центра помощи животным «Бродяга» Евгений Скородумов, создание приюта в Миассе находится на начальной стадии, и пока отловленных животных будут доставлять в приют в Златоусте, который находится по адресу улица 7-я Демидовская, 2.
«Гоу-про» в помощь.
Как же происходит отлов собак и что их ждет в приюте? По словам Евгения Скородумова, если животное «дается», его ловят вручную и надевают ошейник. Если нет — приходится обездвиживать специальными препаратами, стреляя «летающими шприцами» из пневматических винтовок и пистолетов.
Пока препарат не подействует, собаки зачастую убегают и их приходится долго искать, бывает, что по несколько часов.
Весь процесс отлова (а затем и возвращения животных в прежнюю среду обитания) в соответствии с требованиями закона фиксируется камерами «гоу-про», которые крепятся на одежду «ловцов».
— Затем животное помещается в клетку специально оборудованного автомобиля (у нас это УАЗ, «буханка»), в который входит четыре-пять собак, — рассказывает Евгений Скородумов. — При этом животных нужно совмещать по полу, характеру, размерам и другим факторам. Стоит помнить, что у животных достаточно строгая иерархия, у них нет мыслей о «социальном равенстве», сильные просто забирают еду у слабых, «не задумываясь» о последствиях, так что это достаточно сложный процесс.
Маша из Черновского.
По прибытии в приют животное десять дней содержится в карантине (это инкубационный период бешенства), после чего с ним можно производить манипуляции: вакцинацию от бешенства, стерилизацию, при необходимости — операции.
Летом животное сразу можно отпускать в вольер, зимой — первые несколько дней после операции его нужно содержать в теплом помещении. Затем принимается решение о выпуске животного в прежнюю среду обитания.
— Мы можем оставить животное в приюте, например, если оно требует длительного лечения, выхаживания, и если у нас есть такая возможность, —- продолжает Евгений. — На территории нашего приюта в Златоусте до сих пор живут несколько собак, которых мы ловили еще в 2019 году. Нам их стало жалко, и они «прижились», весь район их знает, кормит. Одна из таких собак — Маша — жила на автозаправочной станции в селе Черновском (там, кстати, повышенная концентрация животных, одна зоозащитница ездит их кормить, но они там все дикие, только Маша была ручная).
Московская Люся.
Попадаются среди «приютских» собак и породистые — овчарки, хаски, московские сторожевые, в том числе из Миасса.
— В прошлом году изловили хаски из Миасса, пристроили ее в Златоусте, — вспоминает Евгений Скородумов. — Вообще пристраиваются в основном породистые. Например, московскую сторожевую, которую мы потом назвали Люсей, изловили в Златоустовском округе, а поехала она в Кусинский район. Новые хозяева потом присылали видео: наслаждается жизнью. Так вот эта собака знала меня буквально один день и уже ото всех защищала: сразу приняла за хозяина и гавкала, если кто рядом проходил.
Что делать с дикими?
По оценке Евгения Скородумова, «домой», в прежнюю среду обитания, возвращаются 70% отловленных собак.
При этом «биркованных» животных повторно отлавливать уже нельзя, если оно не проявляет немотивированной агрессии. Бирка для того и ставится, чтобы обозначить, что животное уже стерилизовано и тратить на него деньги повторно
не нужно.
Что же делать, если животное с биркой, но кидается на людей?
— Вопрос риторический, -— считает Евгений. — По закону таких животных надо усыплять, но механизма, как это делать, пока нет. Мы усыпляли несколько неизлечимо больных животных, зачастую это рак, и он обнаруживается, когда ветеринар проводит операцию. Вот, например, у нас в Златоусте была собака — с виду пушистая, красивая, а привезли ее к ветеринару — выяснилось, что она крайне истощена. Начали дальше осматривать — у нее неизлечимая саркома, вскрывшаяся язва — пришлось усыпить. Даже если попытаться такую собаку полечить, в нее придется вложить 30-50 тысяч рублей, и не факт, что такое животное выздоровеет и будет полноценно жить.
Ошейник — не показатель.
Случаи возврата животных прежним владельцам достаточно редки, хотя все данные об отловленных собаках с их фотографиями выкладываются в свободном доступе — в группе «ВКонтакте» «Отлов безнадзорных животных Миасс». В анкете указываются дата, место отлова, пол собаки, наличие ошейника, шлейки и т.д.
— Но даже наличие ошейника — не показатель того, что животное не безнадзорное, — говорит Евгений Скородумов. — По определению, таковым оно считается, если рядом нет человека.
Выход — стерилизация?
По признанию Евгения Скородумова, большую помощь при отлове профессионалам оказывают зоозащитники-волонтеры. При этом их деятельность держится в основном на голом энтузиазме и огромной любви к животным. Естественно, ни о каких полноценных приютах с выполнением требований, прописанных в законе, речи не идет. Волонтеры занимаются в основном тем, что находят «бродяжек», обихаживают их и пристраивают, что называется, в «добрые руки».
— С раннего детства я всех подбирала и лечила, потом мама помогала пристраивать. Когда поняла, что есть сила воли и стремление сделать что-то большее, я посмотрела, как решают вопрос в Челябинске, и по примеру «Потеряшки 74» в 2012 году создала первую группу в Миассе, — рассказала куратор группы помощи «Теплый дом» Любовь Гололобова. — Животных пристраивается сейчас процентов на 40 меньше по сравнению с 2015 годом, например. Передержки все заняты, там содержатся примерно 50 собак и 60 кошек. Решение проблемы вижу в массовой стерилизации животных, не представляющих породную ценность. Большая часть людей дезинформирована на счет развития и питания животных, поэтому и много проблем. Нужно просвещать жителей, чтобы потом не было сложностей.
— Очень сложно пройти мимо голодных, замерзающих бедолаг, сколько боли и отчаяния в их глазах! — говорит куратор группы помощи «9 жизней — помощь бездомным животным» Наталья Дорожкина. — Если можешь помочь, почему нет? Ведь их жизнь полностью зависит от человека. К сожалению, все сложней пристраиваются, видимо перенасытили город. С моей передержки сейчас в среднем пристраивается 10-15 животных в месяц. Думаю, единственный выход остановить все это — обязательная стерилизация бездомных и домашних животных, учет и регистрация домашних животных, и если животное оказывается на улице — ввести наказание в виде штрафов, и не только. Кроме того, конечно, нужен полноценный приют со значительной материальной поддержкой, с ответственными волонтерами.
Штрафы помогут?
И тут возникает естественный вопрос: а откуда вообще взялись бездомные животные? Не с Луны же они прилетели, в самом деле! Большая их часть (или их «предки») были когда-то любимыми домашними питомцами, но в силу обстоятельств оказались на улице. Чтобы этого не случалось, ничего нового придумывать не надо: во всем цивилизованном мире действует система штрафов не только за жестокое обращение с животными, но и за ненадлежащее
их содержание.
Аналогичный законопроект разрабатывается сейчас в Государственной Думе. Как рассказал «Российской газете» глава комитета по экологии нижней палаты парламента Владимир Бурматов, законопроект предполагает карать штрафами за жестокое обращение с животными, несоблюдение требований к их содержанию, за содержание и использование животных, запрещенных к содержанию (например, пумы или рыси, которых нельзя держать дома).
— В Кодекс об административных правонарушениях надо внести нормы ответственности за жестокое обращение с животными, — считает парламентарий. — Сейчас есть уголовная статья. Но многие живодеры уходят от ответственности, если их правонарушение оказывается недостаточно серьезным, чтобы повлечь за собой уголовное наказание.
Кроме того, административные санкции будут предусмотрены для зоопарков и цирков, где не соблюдают требования по содержанию животных, за работу таких заведений без лицензии (эта норма начнет работать после вступления в силу требования о лицензировании такой деятельности), несоблюдения требований к осуществлению деятельности с животными без владельцев. Штрафы за эти правонарушения составят от 30 до 200 тысяч рублей, анонсировал Владимир Бурматов.
Мы в ответе.
И напоследок. Практически все наши собеседники сходятся во мнении, что решение проблемы безнадзорных животных — в создании полноценных приютов, массовой стерилизации и введении штрафов для нерадивых хозяев собак, выкидывающих их на улицу. Дело — за «малым» — сделать все это. И оставаться людьми, не забывая, что «мы в ответе за тех, кого приручили».
Кстати.
Из Миасса – в Наровчатку?
На Южном Урале появится первый государственный приют для животных.
В Агаповском районе 1 апреля запустят в эксплуатацию здание государственного приюта, предназначенного для беспризорных животных. В региональном минсельхозе рассказали, что строительство, которое обошлось почти в 57 млн рублей, переносили несколько раз — подводили подрядчики.
По сообщению пресс-службы администрации Агаповского района, приют разместится на площади в 4,5 га, участок расположен возле поселка Наровчатка. К сооружению уже подвели коммуникации, строительство практически завершено, и сотрудники приюта готовятся принимать 500 животных — 200 кошек и 300 собак.
Четвероногих будут привозить сюда из девяти южных районов области: Агаповского, Брединского, Варненского, Верхнеуральского, Карталинского, Кизильского, Нагайбакского, а также из Магнитогорска и поселка Локомотивного.
Приютских животных будут лечить при необходимости, реабилитировать, стерилизовать, вакцинировать, а затем искать им подходящий дом.
Такой приют будет не единственным. Следующий планируют запустить в эксплуатацию в текущем году в Сосновском районе. Кстати, как сообщили «МР» в областном минсельхозе, именно в зону обслуживания этого приюта планируется включить Миасский городской округ.
Уважаемые читатели!
Если вы хотите помочь бездомным животным, найти им новый дом, поддержать волонтеров-зоозащитников,
обращайтесь в миасские группы помощи животным:
«9 жизней. Помощь бездомным животным
г. Миасс» vk.com/public160985949
АНО «Помощь бездомным животным «Добрые руки»
vk.com/dob_ruk_vmeste
«Теплый дом г. Миасс»
vk.com/pets_miass
«Верные друзья» г. Миасс. Общество защиты животных»
vk.com/dob_ruk
«Приют для животных «КотоПес» г. Миасс»
vk.com/kotopes_miass
«3.0 At home! Найдем им дом! 35+5»
vk.com/3at_home_miass
Если вы хотите ускорить процесс создания в Миассе приюта для безнадзорных
животных, звоните Евгению Скородумову по телефону 8-951-124-77-52.
Связаться с организаторами приюта также можно в группе «ВКонтакте»
«Отлов безнадзорных животных Миасс».