Четвертого марта миасские школьники вновь съедутся на Кубок Владимира Власова, который пройдет на новой лыжной базе в поселке Дачном.
По результатам соревнований мастер спорта по лыжным гонкам, участник IV зимней Спартакиады народов РСФСР, трехкратный победитель сверхмарафона «Азия-Европа-Азия» Владимир Власов, будучи инициатором и организатором этих лыжных соревнований, лично вручит командам-победителям свой переходящий кубок, а все участники получат по шоколадке. И такая вот «Сладкая эстафета в зимнем варианте» пройдет нынче уже в 12-й раз…
Тряпичный мяч, клюшка из сучка.
В Миассе немало сильных лыжников-ветеранов, однако детские соревнования проводят не все. А Власов когда-то задумался о собственном Кубке для школьников — и претворил задуманное в жизнь. Почему? Возможно, потому что долго работая с молодежью, он научился ценить их юношеский азарт и дерзкое стремление к победе, без которых настоящий спортсмен не состоится.
Да и собственное босоногое детство, где не было ни шоколада, ни кубков, Владимир Михайлович тоже не забывает… Конечно, медалей и призов в его детстве не было, зато было много движения, уличных игр, мальчишеских забав, которые в конце концов переросли в серьезные занятия спортом.
Владимир Власов попал в Миасс восьмилетним мальчиком — приехали с матерью в 1948 году с Поволжья.
Мать работала, а пацан, предоставленный сам себе, гонял с друзьями тряпичный мяч, бегал в кино, катался с Мелентьевской горы, играл в хоккей клюшкой, вырубленной из березового сучка.
— Самокаты, которые сейчас вошли в моду, мы делали сами, — рассказывает Владимир Михайлович, — выпрашивая шарикоподшипники у пленных немцев. Летом уходили на рыбалку, прихватив только удочку, соль, спички и пару картошек, чтобы испечь их вечером на костре. Когда мать купила мне лыжи, собирались толпой — и в лес, за Поликарповский пруд, на Кысыкуль.
Универсалы!
Мальчишка рос шустрым, но когда на уроке физкультуры однажды прибежал к финишу последним, самолюбие взыграло не по-детски. По своей воле стал тренироваться, каждый день нарезая километры по Мелентьевским горам. И результаты не заставили долго ждать.
В школе № 29, куда он перевелся, новый физрук сразу заприметил шустрягу — и вскоре подросток уже успешно выступал на городских лыжных соревнованиях и показывал неплохое время на легкоатлетических эстафетах. Окончив семилетку, способный парнишка устроился на автозавод учеником столяра.
— После работы бежал домой, переодевался и четыре дня в неделю ходил в вечернюю школу, — вспоминает Власов. — На тренировки оставались только вечер среды, суббота и воскресенье. Занимался у Кима Винникова, первого профессионального тренера на автозаводе. Попасть к нему было большой удачей. Мы, его воспитанники, были универсалами. Где надо (бег, велосипед, туризм, ориентирование), там и выступали. Популярна была гребля — только не академическая, а народная, на обычной лодке-распашонке. На Поликарповском пруду в те годы имелись две лодочные станции: лодок — больше сотни, и все равно в выходные нельзя было найти ни одной свободной. Как-то в Челябинске пришлось нам соревноваться с мастерами по академической гребле, членами сборной РСФСР, и мы их обошли! Перед армией я уже был третьим в городе по лыжам.
«Растаял в тумане Рыбачий»
Служить Власову довелось на Северном флоте. В «учебке» Владимир изыскивал любые возможности для тренировок. Утром, когда все торопились на зарядку, он, пользуясь темнотой, выходил из строя, чтобы побегать. Когда сослуживцы шли в клуб смотреть кино, Владимир опять ускользал из зала и тренировался до тех пор, пока сеанс не заканчивался.
На лыжном первенстве Северного флота Власов в составе сборной Северодвинского гарнизона впервые пробежал «тридцатку». После «учебки» распределился на полуостров Рыбачий.
А что это такое — Рыбачий? Тундра, колючая проволока, офицерские дома как бараки. Ветер такой, что брезент рвал, словно газетный лист. Дождь, сырость, комары. Полярные ночи. Четыре ракетные установки, два дивизиона. Через сутки — боевое дежурство. И никаких условий для тренировки…
— Тренировался я после обеда, когда нам давали два часа отдохнуть перед караулом, — говорит Власов. — А я вместо отдыха бегал, прыгал, приседал (на спор тысячу раз, а на одной ноге — 100). Участвовал в первенстве спецчастей Северного флота в составе сборной. Был чемпионом гарнизона на Рыбачьем на дистанции 30 километров.
Что бьет по рукам.
Демобилизовавшись, Власов вернулся в родной цех. И спорт снова вплотную вошел в его жизнь: гребля, бег, велосипед, ориентирование, лыжи… Тренировался после смены почти каждый день. Был в сборной завода. В 1965 году стал мастером спорта. И в том же году ушел с завода в ДЮСШ при завкоме профсоюза, чтобы тренировать молодое поколение.
— Работа с детьми тяжела тем, — признается Власов, — что, вроде бы, у ребенка все получается, он делает успехи, уже видны перспективы, ты вкладываешь в него все силы, а он вдруг заявляет: «Все, больше не буду заниматься!» И бросает. Это сильно бьет по рукам…
За время работы в ДЮСШ (1965-1980 годы) Владимир Михайлович окончил Башкирский республиканский физкультурный техникум, а позже — и Челябинский институт физкультуры.
Вплоть до 1975 года регулярно участвовал в соревнованиях. В течение десяти лет входил в состав сборной Челябинской области.
— Никогда не думал, что придется работать в школе, — сам себе удивляется Власов, — а вот пришлось. Привык. Понравилось. Дети меня любили. Проводили с ними много соревнований, эстафет.13 лет отдал я школе. И может, потому со временем пришла идея учредить свой переходящий командный Кубок по лыжным гонкам для школьников. Кстати, это копия того самого Кубка, который я получил за победу в первом сверхмарафоне «Азия-Европа-Азия»…
Блиц-интервью.
— Самое большое ваше достижение в спорте?
— В Златоусте раньше проводились всесоюзные соревнования на приз «Булат». В 1975 году я был там серебряным призером, проиграв сопернику-эстонцу всего 20 секунд. В 1969 году в городе состоялся первый 70-километровый сверхмарафон «Азия-Европа-Азия», где я победил. Еще два «золота» миасского сверхмарафона достались мне в 1972 и 1975 годах.
— Самые запомнившиеся вам соревнования?
— Не раз ездил в Мурманск на «Праздник Севера» — родные, можно сказать, места, много армейских воспоминаний с ними связано. Посчастливилось попасть и на зимнюю Спартакиаду народов РСФСР, которая проходила в Миассе в 1970 году. Выступил неудачно: как мне кажется, был недостаточно подготовлен, кроме того, среди соперников были очень сильные лыжники из советской сборной. Моя «коронка» — 30-50 километров. За пределами области на этих дистанциях я всегда был лучше челябинских.
— Как строится ваша спортивная (физкультурная) жизнь сейчас?
— Из-за тяжелой травмы, полученной в 1999 году, про активный спорт пришлось забыть. Но тем не менее много гуляю, с удовольствием хожу за водой к роднику в Ильменский заповедник. Могу под настроение и на лыжах прокатиться. Занимаюсь ремонтом лыжного инвентаря для спортсменов не только города, но и области.
Наталья Корчагина
Фото Максима Туманова