Год 75-летия Победы завершается. И мы по-прежнему рады каждому звонку, каждому письму и каждому визиту читателей, желающих рассказать о своих родных, защищавших Родину в грозные годы Великой Отечественной войны…
Погиб или выжил?
— Это мой дед, Василий Фёдорович Кузьмин, — и Владимир Васильевич Кузьмин осторожно положил на стол старую фотографию из семейного альбома. — Он погиб под Ржевом, но узнали мы об этом не так давно…
Тысячи советских солдат и офицеров пропали на фронтах Великой Оте-
чественной без вести, оставив своим женам и детям крошечную надежду на то, что когда-нибудь муж или отец все-таки постучится в двери родного дома — пусть покалеченный, израненный, измученный, но живой!.. И случалось так, что надежда сбывалась — возвращался, родимый! Да только не всегда — своими ногами…
Вот и Василий Фёдорович Кузьмин вернулся на Кирябинский погост спустя 76 лет после похоронки. А помогли ему встретиться с родиной поисковики отряда «Витязь», которые летом 2018 года вели раскопки в Зубцовском районе Тверской области.
Помог медальон.
Именно здесь, на тверской земле, осенью 1941-го шли ожесточенные бои. Наши войска смогли ликвидировать вражеский плацдарм на левом берегу Волги, сковать крупные силы группы армий «Центр» и стянуть в район проведения операции 12 немецких дивизий с других участков, готовившихся к переброске на Сталинградское направление.
Под Зубцово погибло более 42 тысяч советских солдат, и среди них был красноармеец Василий Кузьмин, воевавший в составе 5-й стрелковой дивизии (позднее — 44-я гвардейская Краснознаменная стрелковая дивизия).
Как рассказывали поисковики, в то лето они обнаружили среди останков более сотни медальонов, но не все удалось прочитать. Василию Фёдоровичу Кузьмину повезло: его личность идентифицировали.
С помощью сведений, хранящихся в Центральном архиве министерства обороны РФ и обобщенного банка данных «Мемориал», было установлено, что в ходе боев за деревню Юшнево (12 км от Ржева) в начале сентября 1942 года в составе 5-й стрелковой дивизии был только один солдат с фамилией Кузьмин из села Кирябинка. Указанные в медальоне имя и отчество жены лишний раз подтвердили правильность догадки. Родственников погибшего красноармейца удалось найти меньше чем за сутки.
А дальше — дело техники: сообщили о находке родственникам Василия Кузьмина, доставили солдатские останки в Учалы, где по этому поводу прошел торжественный митинг, отпели в Свято-Пантелеймоновском храме и только потом увезли в родное село и перезахоронили рядом с верной супругой Марией Алексеевной.
Не посрамили памяти.
По словам Владимира Кузьмина, дед его, коренной кирябинец, был уважаемым человеком. Имея большую семью (жена, дочь и двое сыновей), работал на мельнице, потом на золотодобыче. Как и все мужчины села, без промаха стрелял — леса вокруг прямо-таки кишели дичью и диким зверьем.
После того, как 37-летнего главу семьи забрали на фронт, единственным кормильцем стал его старший сын, 13-летний Василий. Он был возчиком, доставлял в деревню продукты и получал от сельсовета зарплату.
Не по годам смышленый подросток и в самом деле стал настоящей опорой для матери. Ходил на охоту, чтобы подкормить голодавших малышей. А однажды удивил видавших виды сельчан тем, как сумел выкрутиться из непредвиденной ситуации. Вез малец продукты в село, а в поле от телеги неожиданно отвалилось колесо. Тут не всякий взрослый сообразит, как поступить. А Василий-младший распряг лошадь, привязал ее, чтобы не убежала.
С помощью рычага приподнял телегу, напрягши мальчишечьи силенки, надел колесо, а чтобы оно держалось, отыскал проволочку, прикрутил и так добрался до села.
Впоследствии Василий Васильевич Кузьмин стал одним из лучших фрезеровщиков, выполнял на ГРЦ самые сложные операции и пользовался огромным уважением у руководителя предприятия Виктора Петровича Макеева. Кстати, и внук тоже не посрамил памяти деда: в армии он был лучшим снайпером, а на ГРЦ до сих пор работает мастером.
Пока живой…
— Отец вспоминал, что от деда приходили фронтовые весточки, — рассказал внук. — Дед писал, что «два раза был в рукопашной, но пока живой». Сколько рукопашных схваток было на самом деле – неизвестно. Василия Фёдоровича нашли в немецком окопе с оружием в руках. Видимо, он погиб как раз во время рукопашного боя.
По мнению Владимира Васильевича, в этой истории с дедом есть доля мистики. Как только пришло известие от поисковиков об обнаружении останков Василия Фёдоровича, погибшего 1 сентября 1942 года, в семье Кузьминых произошло долгожданное и радостное событие — родился внук и именно 1 сентября.
Отпевание деда состоялось 3 декабря, в День неизвестного солдата. А ведь Василий Кузьмин более семи десятилетий оставался неизвестным солдатом.
— Нас, потомков, переполняет огромная гордость за деда, — признался Владимир Васильевич. — Он не был офицером, не успел получить ни ордена, ни медали, но от этого его вклад в победу не стал менее значительным. Всю свою отвагу, силу духа, мужество он бросил против врага. И погиб как герой. В Кирябинке до сих пор стоит дом, в котором он жил, — солидный, основательный, крепкий, надежный, сложенный из бревен лиственницы (каждое бревно диаметром около полуметра). Сохранилась во дворе и колода ручной работы, из которой кормились овсом лошади. Все это — нетленная память о дедушке.