«О вывозе твердых коммунальных отходов» — так был сформулирован единственный вопрос, включенный в повестку Дня депутата.
Предложение обсудить злободневную тему прозвучало на октябрьской сессии и воплотилось ровно через неделю.
Собеседником народных избранников стал директор компании «Центр коммунального сервиса» Захид Камилов.
Споры в прошлом.
На подобную встречу официальный представитель регионального оператора уже приезжал в Миасс. Летом прошлого года в городе обострилась ситуация с вывозом отходов из домов, оснащенных мусоропроводами. Участники той встречи стали очевидцами горячих дискуссий о том, кто должен отвечать за очистку общедомовых камер – управляющие компании или региональный оператор. Тогда Захид Камилов выступал оппонентом директоров управляек.
Спустя год согласие достигнуто, но довольно своеобразно. Недавние антагонисты больше не выясняют отношения и не спорят об ответственности. Не дожидаясь, когда жители примут коллективное решение о закрытии мусоропроводов, руководство управляющих компаний решило их заварить. Радикальный и противоречащий закону метод не остановило недовольство собственников квартир, исполнительной власти и депутатов. Логика действий простая: нет мусорокамер – нет проблемы с их уборкой. Можно не повышать тариф за эту услугу, что стало бы неизбежным, продолжай жители избавляться от коммунальных отходов, не выходя из подъезда. При этом в сотрудничестве с региональным оператором сейчас полная идиллия. Захид Камилов привел железный аргумент в пользу складирования мусора на уличных контейнерных площадках:
– Мы придем к раздельному сбору твердых коммунальных отходов, при наличии мусорокамер это будет невозможно. Сделан первый шаг в данном направлении.
Заваренные мусорокамеры стали поводом для большого совещания, но тема в этот день не получила продолжения. Ограничились тем, что в течение месяца до жителей округа будет доведена информация о полномочиях и ответственности всех, кто задействован в уборке и очистке мест сбора отходов.
Болевые точки.
От главной темы перешли к частностям, когда депутаты начали делиться сведениями о вывозе твердых коммунальных отходов в своих избирательных округах. Картина получилась совсем не благостная. Особенно в районах индивидуальной жилой застройки.
Анастасия Борисова обратила внимание на график вывоза, который часто не исполняется в отдаленных селах и поселках:
— Система не отлажена, из-за чего контейнеры переполнены, а некоторые сломаны и валяются на земле.
Анна Старцева, в чьем округе тоже много частных домов, высказалась по поводу поведерного сбора:
— Люди часами и даже целыми днями ждут, когда к ним приедет машина, но она не всегда доезжает до места.
— В частном секторе поведерного сбора быть не должно, – возразил Захид Камилов. – Выход – определять места под установку контейнеров.
— Но жителей устраивает такая система, – ответила депутат. – Они опасаются, что и при наличии площадок будут срывы в графике, начнут в большом количестве появляться несанкционированные свалки.
Разговор о нерегулярных рейсах продолжил депутат Николай Фельк, сам проживающий в частном секторе:
– Машины должны собирать мусор по выходным, но они редко добираются вовремя и останавливаются там, где нужно. Бывает, метров 150 надо бежать с пакетом, чтобы успеть. Еще хорошо, если приедет, а то можно потратить много времени, все дела забросить и не дождаться. Так воскресенье и проходит впустую.
Депутат Оксана Тищенко, продолжая разговор, отметила еще одно негативное последствие срывов графика:
— Жители индивидуальных домов загружают отходы и везут их в контейнеры многоквартирных домов. Те быстро переполняются, и это превращается в проблему всего Миасского городского округа.
Наконец, депутат Денис Колоколов рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются жители домов, прибравшие свои приусадебные участки:
— Во время приемки мешков грузчики просят их открыть и отказываются их принимать, если увидят, что внутри листья.
— В тариф попадает только часть таких отходов, — пояснил директор «Центра коммунального сервиса». — За год мы можем вывести не более 12 тонн, сверх этого принимать не вправе. Ветки, например, не относятся к твердым коммунальным отходам, их мы не забираем.
К диалогу подключился и депутат областного Законодательного Собрания Евгений Субачев. Его замечания касались подбора мусора после опрокидывания контейнеров в машины, а также обновления автопарка. На состоянии емкостей для сбора отходов региональный парламентарий остановился особо:
– На площадках установлены прекрасные баки с крышками, но в городе, наверное, не найти ни одного, который бы закрывался. Виноваты в этом не люди. Механизм не работает, потому что водители не защелкивают педали. В итоге они перестают работать, крышки открыты, мусор из контейнеров разлетается по двору.
Продолжение следует.
Не все ответы, данные депутатам, устроили их в равной мере. Сетования, что реформа в этой сфере только стартовала и потому продвигается с трудностями, имеют право на жизнь. К новой системе сбора и утилизации отходов, конечно, надо привыкать. И вопрос культуры здесь очень важен. В странах, которые далеко впереди нас, она формировалась не одно десятилетие, а мы еще не приступили к раздельному сбору — ключевому моменту начатых преобразований. При виде переполненных контейнерных площадок он выглядит пока нереально, но дорогу осилит идущий.
Требуются инвесторы для переработки отходов на территории Миасского городского округа, чтобы меньше отправлять их за сотню километров для захоронения на полигон. Вложения необходимы для восстановления и строительства новых площадок, которые бы соответствовали санитарным правилам и не стояли на сетях. 20 мест для складирования отходов появились в Миассе на выделенные из регионального бюджета 3,5 миллиона рублей, шесть площадок возвели на миллион из муниципальной казны. Всего на эти цели требуется около 50 миллионов, которые предстоит найти.
По предложению главы Миасского городского округа Григория Тонких озвученные вопросы будут обсуждаться на рабочей группе, куда войдут все заинтересованные стороны, в том числе и депутаты Собрания. Они, судя по остроте проблемы, не оставят ее в обозримом будущем. Обсуждение продолжится, как минимум, на комиссии по городскому хозяйству.