Практически каждому автолюбителю известно, что, если на холостом ходу стучит двигатель, «плавают» обороты или внезапно увеличивается расход топлива, все это — следствие того, что продукт, которым заправили автомобиль, был некачественным.
Что делать?
Какой бы низкой ни была доля фальсификата на рынке автомобильного топлива, пока он есть, вероятность заправиться именно им также остается, считают эксперты Роскачества. При этом, как отметил руководитель Федерации автовладельцев России, член Общественного совета при Росстандарте Сергей Канаев, если в результате в автомобиле возникнет неисправность, доказать, что это произошло из-за некачественного бензина, будет довольно сложно.
Нужно делать экспертизу и обращаться в Росстандарт. Причем если водитель покинул АЗС, на которой ему продали некачественный бензин, то процедура станет еще сложнее, ведь придется доказать еще и то, что топливо, вызвавшее поломку, было куплено именно там, а не на какой-то другой автозаправке. Для этого потребуется проведение уже другой экспертизы.
Если же водитель не уехал с АЗС, то ему необходимо попросить у оператора пробник бензина, который понадобится для экспертизы, так как осуществить отбор топлива собственными силами в соответствии с утвержденными Росстандартом правилами практически невозможно.
Потому что для самостоятельного отбора проб нужно, во-первых, иметь при себе все необходимое оборудование — специальные емкости, воронки и так далее, и, во-вторых, соблюдать порядок, указанный в методических рекомендациях, — уточнил глава Федерации автовладельцев России.
Как проверить?
- Пробу бензина следует отбирать максимально открыто, в присутствии представителей АЗС.
- Пробу необходимо разлить в чистую сухую стеклянную тару в соответствии с ГОСТ 2517-2012, заполнив ее не более чем на 90%.
- Затем проба делится на три равные части и опечатывается одноразовыми пластиковыми пломбами.
- Первую часть передают в аккредитованную лабораторию для проведения лабораторных испытаний, вторую — сотруднику АЗС, третью — группе общественного контроля.
- Бутылки с пробами должны быть герметично закупорены пробками или винтовыми крышками с прокладками, не растворяющимися в нефтепродукте, и опломбированы.
- К бутылкам необходимо приклеить этикетки с указанием марки топлива, номера резервуара (колонки), даты и времени отбора, фамилий и инициалов (вместе с подписями) тех, кто отбирал и опечатывал пробу, включая представителя АЗС. Также должны быть указаны номер пробы по Карте учета, номер пломбы, шифр пробы и срок ее хранения, а также обозначен стандарт или технические условия на нефтепродукт.
Съемка на видео поможет в случае, если на АЗС отказываются предоставить по требованию водителя паспорт бензина. Даже если паспорт предоставят, все равно лучше зафиксировать это на камеру, чтобы потом не произошло никакой подмены.
В чем опасность?
Несоответствие октанового числа
Чем это число выше, тем больше давления можно оказать на топливо, не вызывая детонации. Его несоответствие классу бензина может привести к уменьшению КПД двигателя, увеличению расхода топлива и разрушению поршневой группы двигателя. В бензине АИ-92 октановое число должно быть не менее 92 по исследовательскому методу, не менее 83 — по моторному.
Превышение концентрации оксигенатов
Оксигенаты — кислородсодержащие соединения, которые применяются в качестве высокооктановых компонентов, чтобы расширить ресурсы топлива. Если в двигателе есть резинотехнические изделия, не рассчитанные на топливо с высоким содержанием спиртов, оксигенаты их просто растворят.
Превышение содержания кислорода
Высокое содержание кислорода может спровоцировать некорректную работу датчиков расхода воздуха и привести к чрезмерному окислению деталей. Согласно техническому регламенту массовая доля кислорода в топливе не должна превышать 2,7 процента (норматив установлен для бензина экологических классов К3, К4, К5).
Превышение содержания серы
Массовая доля серы, в зависимости от экологического класса топлива, может составлять до 500 мг/кг. Ее превышение сокращает срок службы моторного масла и топливных форсунок, а также оказывает негативное воздействие на окружающую среду.