Племянник «дяди Сэма», путешествуя по Транссибу, запечатлел старый вокзал в Миассе.
Давно меня интересовала гуляющая по просторам интернета ретро-фотография станции Миасс, в правом нижнем углу которой указана дата съемки (1894-1896 гг.) и автор фото (Уильям Генри Джексон). «Кто он такой, этот Джексон, как попал на Урал и почему сфотографировал нашу станцию?» — мысли то и дело вращались вокруг снимка и не давали покоя.
И именно в то время, когда желание узнать какие-либо подробности стало нестерпимым, просветительско-культурологический портал «Че» выложил в интернет две фотографии (ту самую, со станцией Миасс, и еще одну — изображение челябинского вокзала с водонапорной башней), сопроводив их информацией о фотографе-американце.
К слову, информация та была крайне скудной, но, отталкиваясь от нее, удалось все-таки кое-что разузнать об Уильяме Генри Джексоне, благодаря которому мы, миасцы, получили представление о том, как выглядела наша станция сто с лишним лет назад.
«Настоящее!..»
Уильям Генри Джексон (4.04.1843 — 30.06.1942 гг.) — американский художник, фотограф, издатель, геолог и исследователь. Его деятельность в сфере светописи, продолжавшаяся с 12 до 99(!) лет, считается самой продолжительной за всю историю фотографии.
В 1895 году Джексон, выполняя задание Всемирной транспортной комиссии, отправился в путешествие по строящейся Транссибирской магистрали. Результатом поездки стали тысячи фотографий и зарисовок Транссиба, среди которых портреты инженеров, строителей-каторжан, местных жителей (рыбаков, охотников, ямщиков), а также снимки уральских и сибирских городов, первых мостов и вокзалов.
Эти раритетные фотографии сумела отыскать в американских книжных лавках и представить россиянам американский ювелир Анастасия Алпер.
«На мой взгляд, талант фотографа заключается в том, чтобы передать атмосферу, настроение, характер в одном кадре, — поделилась в интернете Анастасия. — С другой стороны, у Джексона была задача задокументировать основные моменты стройки и типажи, а потому его кадры очень часто постановочные. Поражает, однако, то, что при всем при этом у него в кадре все очень живое. Настоящее!»
С вершин холмов
Было бы ошибкой думать, что фоторепортаж с великой российской стройки — дебют Уильяма Генри Джексона. Нет, к этому моменту он уже был опытнейшим специалистом, наиболее прославившимся фотографиями индейцев и американского Запада, где ему доводилось выполнять работы по геологической съемке.
Вообще жизнь Джексона, чуть-чуть не дотянувшего до своего столетия, полна приключений. Выходец из многодетной семьи, он был внучатым племянником Сэмюэла Уилсона — знаменитого «Дяди Сэма», ставшего прототипом национального символа Америки.
Практически вся жизнь Уильяма была связана с фотографией. В 12 лет мечтавший стать художником мальчуган устроился ретушером в фотоателье. После Гражданской войны, участником которой он был в течение девяти месяцев, Джексон работал фотографом в Ратленде (штат Вермонт), после чего уехал искать счастье на Запад.
В 24 года молодой человек открывает фотоателье в Омахе (штат Небраска), однако работа в студии не приносит ему удовлетворения: «Портретная фотография никогда не нравилась мне, я любил фотографировать окружающее пространство с крыш домов, а позднее — с вершин холмов», — вспоминал впоследствии Уильям Генри.
Мул упал, пропали фото
Летом 1869 года Джексон фотографирует строительство Объединенной Тихоокеанской железной дороги. Его увлеченность и профессионализм привлекли внимание американского геолога и путешественника Фердинанда Гайдена, который, собираясь исследовать таинственную землю под названием Йеллоустон, пригласил с собой и Джексона.
Экспедиции Гайдена были многопрофильными: их участники изучали флору, фауну, геологические особенности местности. Уильям, будучи официальным фотографом, старался запечатлеть все встречающиеся в пути достопримечательности.
Работать приходилось в необычайно тяжелых условиях. Необходимое для съемки оборудование перевозили мулы в сопровождении пятерки вооруженных индейцев, но и они, несмотря на свою ловкость, силу и дружеское расположение к белокожему фотографу, не всегда могли предотвратить случавшиеся порой катаклизмы. Однажды мул споткнулся и упал в пропасть, а вместе с ним безвозвратно пропали уникальные фотоматериалы — результат месячной работы Уильяма Генри Джексона…
Тем не менее Джексон стал первым в мире человеком, зафиксировавшим чудеса Йеллоустона на фотопленку. Йеллоустонский национальный парк, открытый в 1872 году, своей популярностью в немалой степени обязан фотографиям Уильяма.
«Лучший ландшафтный»
В течение нескольких лет Уильям Генри Джексон сопровождал геологические экспедиции по американскому Западу. Его яркие, живые фотографии позволили мировой общественности впервые увидеть памятники природы, о которых ходили легенды.
В 1894-1896 гг. в составе Всемирной транспортной комиссии он посетил Англию, Марокко, Алжир и Тунис, Египет, Аравию, Турцию, Цейлон, Индию, Сиам, Западную и Южную Австралию, Тасманию, Китай, Корею, Японию, Европу, Персию, колонии Восточной Африки, Чили, Перу, Кубу, Вест-Индию, Мексику, Россию. Популярность его была необычайно высока. Газеты называли Джексона «лучшим ландшафтным фотографом Америки».
Десятилетие спустя Уильям Генри, наконец-то, осуществил свою детскую мечту — занялся живописью. Однако фотографию, приносившую весьма приличный доход, не бросал практически до самой смерти.
В 1924 году Джексон расписывает стены Министерства внутренних дел в Вашингтоне фресками с изображением Старого Запада.
В дальнейшем ему довелось быть техническим советником на съемках знаменитого фильма «Унесенные ветром».
Жизнь этого удивительного человека закончилась в 1942 году: 99-летний Уильям Генри Джексон умер в Нью-Йорке…
Наталья Корчагина.
Фото: etoretro.ru,
blog.et2u.ru, pinterest.ru