Завершаем рассказ о Сергее Григорьевиче Шатрове, прекрасном директоре, замечательном педагоге, тонко чувствующем поэте, отважном солдате (часть 2).
«Руки вверх, выходи!».
Вернемся немного назад, чтобы рассказать, за что Сергей Шатров удостоился еще одной высокой награды…
5 марта 1945-го наши войска взяли город Кеслин, очень важный узловой пункт. Всю ночь шли по проселочным дорогам. Под утро вышли в поле и услышали артиллерийскую перестрелку. Установили, что артдивизион въехал на железнодорожную станцию. Думали, что там находятся наши, а оказалось — немцы. Сергей Григорьевич вызвал по рации минометный огонь по этому поселку, а потом вместе со всеми бросился в атаку.
Пробегая мимо одного из домов, хотел было, по примеру пехотинцев, кинуть в окно гранату, но что-то его удержало. Забежал во двор. По нему выстрелили с сеновала. Мимо!.. Шатров швырнул гранату в сеновал, забежал в дом и увидел компанию немецких офицеров.
Не растерявшись, Сергей крикнул по-немецки:«Хенде хох, ком хераус!» («Руки вверх, выходи!»). Офицеры (два полковника, два подполковника, майор, три капитана и рослый, худощавый генерал-лейтенант с висящими седыми усами, тщательно выбритым подбородком и в отлично подогнанной генеральской форме), видимо, настолько растерялись, что подчинились приказу беспрекословно.
Позже выяснилось, что в доме располагался штаб Кеслинского военного округа. За такой геройский поступок старшему сержанту Шатрову вручили орден Славы третьей степени.
Кстати, помимо уже упомянутых наград, Сергей Григорьевич был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалью «За Победу над Германией».
Остаться в живых.
17 апреля часть перебросили под крепость Штеттин на Одере. Наши войска осаждали крепость до 26 апреля, готовились к форсированию реки и штурму.
При переправе через широкий, полноводный Одер снаряд разорвался рядом с лодкой, в которой сидели семь человек. Сергей Григорьевич сумел вынырнуть из ледяной воды и схватиться за обломок лодки — и таким образом остался в живых.
В результате штурма непобедимый Штеттин, который Гитлер называл «северным щитом Берлина», был взят. После этого вражескую группировку войск «Висла» уничтожили по частям.
… Известие о Победе Шатров встретил на острове Рюген. Полк построили на берегу и дали залп в сторону моря. У Сергея Григорьевича оставалась красная ракета, и он тоже выстрелил вверх, в сторону моря.
Памяти директора.
Осенью 1946 года Сергей Шатров вернулся в Карабаш, почти сразу был назначен завучем школы рабочей молодежи.Заочно окончил педагогический институт (физмат). Из завучей дорос до директора школы № 13, заведовал гороно, был заместителем председателя исполкома городского совета народных депутатов.
В 1966 году переехал в Миасс. Работал учителем физики в школе № 17, а через два года дал согласие возглавить новую школу № 4.
Недолго довелось ему директорствовать — утерянное на войне здоровье давало о себе знать. Но педагогическую деятельность Сергей Григорьевич не бросил: преподавал физику в школе № 26, электротехнику и электронику в МГРТ, занимался с членами общества слепых.
И литературное творчество бывший воин тоже не бросил, продолжал писать стихи и статьи, которые публиковались во многих уральских и карельских газетах.
В составе группы ветеранов Карельского фронта шефствовал над школами № 26 и 22, переписывался со школьниками из разных городов, посылал им свои воспоминания.
Вместе с женой вырастили троих детей. В мир иной ушел в 2001 году.
…К 70-летию Победы в школе № 4 была открыта мемориальная доска, посвященная участнику Великой Отечественной войны, первому директору школы Сергею Григорьевичу Шатрову.
Первая часть https://miasskiy.ru/20200413-miasskij-fizik-okazalsya-otvazhnym-razvedchikom-doshedshim-do-berlina
фото предоставлены школой № 4