На днях в Миассе с кратковременным визитом побывали научный руководитель Оренбургского федерального исследовательского центра УрО РАН, академик РАН, вице-президент Русского географического общества (РГО) Александр Чибилев и председатель Челябинского регионального отделения РГО Сергей Захаров.
Причины, которые привели сюда представителей РГО, весомы и значительны — 250-летие со дня рождения выдающегося немецкого естествоиспытателя и путешественника, одного из основоположников современной географии растений, геофизики, гидрографии, почетного члена Русского географического общества Александра Гумбольдта и 190-летие с того момента, как Гумбольдт посетил Миасс.
Да-да, вы не ослышались — Гумбольдт действительно был у нас!
Рассудив, что большинству читателей «МР» его имя, скорее всего, ни о чем не говорит, мы решили немного рассказать об этом величайшем ученом.
«Пробуждаете жизнь повсюду».
Выходец из семьи небогатого прусского дворянина, Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт получил прекрасное образование, много путешествовал по миру, но мечтой его всегда была Россия.
«Мне 42 года, — писал Гумбольдт, — и я желал бы пересечь всю Азию, через Екатеринбург, Тобольск, Енисейск, Якутск до вулканов Камчатки… Я не понимаю ни слова по-русски, но я сделаюсь русским».
Через 17 лет мечта осуществилась: Гумбольдт получил от министра финансов России приглашение совершить путешествие на восток в «интересах нашей науки и страны».
В мае 1829 года российский император Николай I приветствовал знаменитого путешественника словами: «Вы пробуждаете жизнь повсюду, где бы Вы не появлялись». Известный златоустовский краевед Николай Тимофеев так описывал ученого: «…я хорошо помню величественную и прекрасную фигуру Гумбольдта: он имел тогда около 60 лет, но свежесть, сила и здоровье его были замечательны, … густые волосы его были коротко острижены. На нем были фрак голубого сукна с золотыми резными пуговицами и какая-то орденская звезда. Панталоны были опущены в короткие лакированные ботфорты, в руках была черная, с широкими полями шляпа. Говорил Гумбольдт постоянно по-французски, с большим оживлением…».
Два экипажа и 15 лошадей.
Путешествие совершалось за счет русского правительства. Еще в Берлине Гумбольдт получил вексель на 1200 червонцев, а в Петербурге — 20 тысяч рублей.
Для передвижения по стране Гумбольдту предоставили два экипажа, две коляски и 15 почтовых лошадей.
Сопровождали Гумбольдта геолог, минералог Густав Розе (вел дневник путешествия и занимался минералогическими исследованиями) и зоолог, ботаник Христиан Эренберг (собирал ботанические и зоологические коллекции). Сам Гумбольдт взял на себя наблюдения над магнетизмом, астрономическое определение мест и общее геологическое и географическое исследование.
Для путешествия по Уралу иностранцам отвели два месяца, в течение которых они посетили Нижний и Средний Урал, изучили геологические особенности территории, побывали на главнейших заводах Невьянска и Верхотурья, осмотрели месторождения золота, платины железа, малахита и дали блестящий отзыв о промышленных перспективах Урала.
Обратив внимание на беспорядочное движение магнитной стрелки компаса, Гумбольдт предсказал наличие на Урале железной руды, что впос-
ледствии подтвердилось.
«Поднялся на Таганай»…
После осмотра уральских заводов путешественники отправились в Тобольск, а оттуда — в Миасс, где осмотрели золотоносные пески, промышленные заводы Златоуста, минеральные копи Ильменских гор и пришли в восторг от знаменитых уральских самоцветов. 29 августа 1829 года в письме из Златоуста, адресованном жене русского министра финансов, Гумбольдт писал: «… с 22 августа и до сегодняшнего дня изучал чудесные золотоносные копи Миясса и промышленность Златоуста. Поднялся на Таганай…».
Сабля в подарок.
В Миассе же, в доме заводоуправителя, был отмечен юбилей Александра Гумбольдта: «2-го сентября Гумбольдт встречал в обществе горных офицеров наступление 61-го года своей жизни и вспоминал, как много лет назад он проводил день своего рождения на высотах Кордильеров в Америке…».
Именитому немцу миасцы преподнесли саблю из златоустовской стали. Растроганный Гумбольдт писал: «Мое рождение было отпраздновано сердечно здешними и златоустовскими чиновниками…
Г. Порозов и работающий по стали Аносов внушили мне большое почтение».
Кстати, дом управителя завода, который сегодня находится в плачевном состоянии, в те времена считался одним из красивейших миасских зданий.
По словам журналиста Василия Морозова, это был дом «с великолепной узорчатой чугунной решеткой, огораживающей живописный сад-парк с густыми липами и светло-зелеными лиственницами. Дом имел красивый балкон с фасада, а в сторону сада-пруда — веранду. К пруду вели мраморные ступени».
«Настоящее Эльдорадо».
Несмотря на короткое путешествие по Уралу, Гумбольдт и его спутники собрали достаточно много сведений о природе нашего края.
Отметив, что «Урал — это настоящее Эльдорадо», Гумбольдт сумел предсказать разработку здесь алмазов.
Он же обратил внимание на истребление лесов в горнозаводских районах Урала, а также способствовал организации в России системы метеонаблюдений.
фото предоставлены Миасским городским краеведческим музеем