В столетний юбилей финансовой службы руководитель Финансового управления администрации Миасского городского округа Любовь Батутина дала большое интервью.
Батутина Любовь Вениаминовна, руководитель Финансового управления Администрации Миасского городского округа с марта 2001 года по июль 2018 года.
От счетов – к АЦК «Финансы»
Финансы любят тишину. Работники финансовых органов – люди непубличные, их мало кто знает в лицо и по имени, из тех, кто не связан с бюджетными процессами. Между тем они решают весьма значимые для муниципалитета и его жителей задачи. Любовь Вениаминовна Батутина, проработавшая более 17 лет руководителем Финансового управления Миасского округа, всего в финансовых органах трудилась без малого 45 лет – почти половину от тех ста, которые минули с момента их образования в 1919 году. Начало ее карьеры пришлось на годы так называемого «брежневского застоя», в 90-е ей довелось вести сначала Златоуст, а потом Миасс через смену экономических формаций, преодолевать периоды едва ли не полного отсутствия денег в бюджете – и выстоять вместе с нашим городом. Наш разговор с Любовью Вениаминовной состоялся накануне 100-летия финансовых органов Миасса и Челябинской области.
— Любовь Вениаминовна, как изменилась деятельность финорганов за долгие годы Вашей работы в этой системе? С технической стороны, со стороны законодательного регулирования? Что осталось неизменным?
— Я начала работать в финорганах в 1975 году. В то время мы еще считали на счетах, вручную. За 40 лет в техническом отношении был пройден очень большой путь. Никто уже сейчас вручную ничего не считает, эту техническую функцию выполняют компьютеры, техника нас освободила от рутины, больше времени и внимания теперь уделяется изучению и внедрению новых требований законодательства, разного рода инструкций, а также аналитической работе.
Финансы всегда тесно связаны с политической ситуацией. Это казна, это государство… В советское время были одни законы, одно бюджетное законодательство, была строгая вертикаль финансовой системы. Потом пришли 90-е годы, прежняя система рухнула и постепенно начала зарождаться, выстраиваться новая. Был период, когда финансовые органы еще работали по старым правилам и поэтапно переходили на новые. И уже в двухтысячных годах, после выхода 131-го Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление отделилось от государства и началось становление муниципальной финансовой системы. Много полномочий было передано на уровень региональный и федеральный, полномочия муниципалитета сократились. Наша задача теперь – обеспечить жизнедеятельность своего округа, комфортное проживание для граждан.
— И насколько финансовые возможности муниципалитетов соответствуют их потребностям и полномочиям?
— Все это сразу давалось очень тяжело. На сферу городского хозяйства с незапамятных времен выделялось недостаточно средств, как говорят – по остаточному принципу. Проблемы не решались, копились десятилетиями. Такого времени, когда бы средств более-менее хватало на решение насущных вопросов, я не помню.
В нашем ведении, помимо городского хозяйства, образование, культура, физкультура, частично социальная защита, до недавнего времени было здравоохранение. Но главная статья расходов муниципалитета – заработная плата работников всех этих сфер. И на эту приоритетную статью приходится примерно 60 процентов собственных средств округа. Трудно обеспечивать стабильное развитие при таком раскладе. Муниципалитеты смогут развиваться при условии, если заработная плата в структуре расходов будет составлять процентов 30. Наверное, доживем когда-то до такого времени.
— Мечты…
— Мечтать надо! Вот я приведу пример: в советское время были популярны конкурсы «А ну-ка, девушки!». Ну и я, как молодой специалист, принимала участие в таких мероприятиях в своем коллективе. Однажды было задание изобразить свою профессию в будущем. Я изобразила на плакате машину, сама не знаю как это у меня вышло, и в стихотворной форме расписала, что в будущем мы будем пересылать свои отчеты в вышестоящие органы по проводам, видеть они их будут на экране, работать станет гораздо легче и быстрее. Прошло около 25 лет – и появились компьютеры, программа АЦК «Финансы», которая позволяет нам работать системно и передавать отчеты без бумажных носителей и временных затрат. А ведь казалось, что это мечты, фантазии!
— Как вообще Вы смогли столько времени работать в финорганах при хронической нехватке финансирования? Это, должно быть, очень тяжело – день за днем кроить, экономить, выискивать возможности?
— Все зависит от людей, которые работают в финансовом органе, от слаженной работы коллектива. Надо любить эту работу, понимать язык цифр, и самое главное, видеть, что стоит за этими цифрами. Видеть не просто 10 или 20 миллионов в строке бюджета, а людей, на нужды которых будут направлены средства, здания, которые мы содержим, ремонтируем, мероприятия, которое, может быть, обеспечит здоровье наших земляков порадует детей и взрослых, облегчит жизнь пожилых людей. В строчках нашего бюджета это все отражено в цифрах. Когда понимаешь это – работа приобретает смысл.
— Со сколькими главами Вам пришлось работать?
— В Миассе – коллеги мои подсчитали – за 18 лет с 11-ю.
— Часто ли конфликтовали? С кем было легче, с кем труднее работать?
— Легко работать, когда тебя принимают и готовы слышать, рассматривать твою позицию, которая строится на знании множества законов и инструкций. А также того, что следует за нарушениями тех или иных требований. Глава ставит задачу, что нужно сделать, а мы должны объяснить, как это смотрится с точки зрения бюджетного законодательства. Кто-то слышал, кто-то нет. Тут необходим диалог. Случалось, кто-то говорил: выслушай женщину и сделай наоборот. Приходилось объяснять, что на работе мы не женщины – мы финансисты. Сказать, что с кем-то было работать легко, не могу. Но старались находить общий язык и приемлемое решение.
— Вам никогда не бывало страшно на такой непростой и ответственной работе, да еще с учетом миасских особенностей?
— Страшно было в начале, в 2000-м году, когда я приехала в Миасс и посмотрела бюджет 2001 года. Долги на тот момент были сопоставимы с доходами города. Я боялась не того, что не хватит знаний или опыта, а что не хватит времени и сил, чтобы вытащить бюджет из этих долгов. Слава Богу, нашла поддержку и понимание в коллективе, он у нас всегда был сильным, слаженным, много помогали глава Владимир Стилианович Григориади и председатель Собрания депутатов – Юрий Васильевич Ярошенко. Министерство финансов Челябинской области отнеслось с пониманием и оказало поддержку. Это придавало уверенность. За пять лет мы погасили эту задолженность.
При том что время не терпит стояния на месте, главы приходят работать, чтобы город стал лучше. Несмотря на недостаток средств, за эти годы все же сделано немало: ремонтировались детские сады, создавались медицинские центры, ремонтировали дороги. Брали кредиты, потом гасили их, но на месте не стояли, болотом не были. Всегда много работали, много спорили, искали оптимальные варианты, внедряли новые технологии и учили работать с ними не только коллектив финуправления, но и бюджетополучателей – образование, здравоохранение, соцзащиту. Когда появился 131-й ФЗ, садились вместе с начальниками отделов, управлений, главных экономистов и детально изучали документы. Иногда со словарем Ожегова, чтобы точно разобраться в формулировках!
— Есть у Вас совет тем, кто пришел или придет в будущем Вам на смену?
— Раньше говорили, что кадры решают все. Когда я пришла работать молодым специалистом, мне очень повезло — попались хорошие учителя. Я очень благодарна всем, кто встречался на моем пути. Кадры надо выращивать самим. Как-то мне грамотный специалист-экономист, пришедшая работать к нам из смежной сферы, сказала, что только через три года до конца поняла, что требуется от нее в ее новом статусе. Надо выращивать кадры и ценить профессионалов.
Нашему коллективу я желаю слаженной и осознанной работы, взаимопонимания и взаимной поддержки. И, конечно, не забывать о своих семьях – пусть будут здоровы и счастливы ваши близкие.
Оксана Овсянникова