В интервью путешественник рассказал о мусоре в океане, рекордах и человеческих возможностях.
Недавно Миасс в очередной раз посетил легендарный путешественник Фёдор Конюхов. Его первая океанская лодка «УралАЗ» наконец-то обрела дом в «Солнечной долине». Ее перенесли в часовню Николая Чудотворца. И, как признался сам путешественник, совершивший на этой лодке переход через Атлантику, теперь он спокоен.
Приезд этого человека в Миасс — событие всегда особенное. Когда еще будет возможность пообщаться и с мореплавателем, установившим множество мировых рекордов, и со священнослужителем (отец Феодор является священником в сане иерея), да и просто с неравнодушным человеком, выступающим против дельфинариев и охоты на китов. Беседа получилась живой и очень глубокой.
Намоленные лодки.
— Фёдор Филиппович, почему решили дать лодке приют именно в часовне?
— На лодке «УралАЗ» я пересек Атлантический океан, поставив мировой рекорд, который продержался 12 лет. 17 лет лодка простояла под навесом, и все это время я переживал, ведь когда шел на ней, она сохранила мне жизнь, принесла рекорд и славу России. На этой лодке я дни и ночи молился Богу, и хочу, чтобы она оставалась намоленной в этом храме.
— Вы из всех своих путешествий привозите такие ощущения к лодкам, яхтам, кораблям?
— Конечно, я привыкаю к ним. Лодка «Тургояк» сейчас стоит в Москве, в моей мастерской возле храма.
Третья лодка «Акрос» будет храниться тоже в часовне, в деревне, которую мы сейчас строим в Тульской
области. На этой лодке я за 154 дня пересек Южный океан от Новой Зеландии до мыса Горн. Все это время я шел через волны и шторма и молился. Пока лодка находится в Англии, но следующей весной мы планируем привезти ее в Россию.
Бесконечное познание.
— Когда вы готовитесь к путешествию, что просчитываете — законы природы, физики, свои возможности?
— Мои экспедиции очень долго готовятся — по пять-десять лет. Но это все техническая сторона, а возможности человека беспредельны. Ведь, как сказано в Библии, Бог создал человека по образу и подобию своему. И человек постепенно приближается к разгадке Божественного.
— Скажите, лет 40 назад возможно было переплыть Тихий океан, как сейчас это сделали вы?
— Конечно, но это было бы не так безопасно и не так быстро. Вот, к примеру, на весельной лодке «УралАЗ» я прошел через Атлантический океан в 2002 году за 46 дней, а до меня француз прошел за 57 дней. И мой рекорд побили: прошли океан за 40 дней, а потом и за 35. Когда был маленьким, мне многие говорили, что я поздно родился. Однако я не жалею, что появился на свет именно в это время. Сейчас больше возможностей. Я завидую молодым. Если бы можно было повернуть время вспять, то я бы лет 40 потратил, чтобы только до- лететь до Луны или Марса и взойти там на самую высокую гору. А кто-то из наших потомков будет это делать. Мы же не можем перестать делать открытия. Сейчас многие говорят, что уже все открыто. Но это не так. Ведь сколько было сделано передач, написано книг, картин. И что же теперь — перестать писать? Исследование нашей
Вселенной бесконечно. А океан изучен всего на три процента.
— Обычному человеку страшно представить, как 150 дней в маленькой лодочке пробыть в океане…
— У человека должен быть страх. И я боюсь, и мне страшно. Плохо, когда человек теряет эти чувства.
Страх надо преодолевать.
Не быть равнодушным.
— Вы встречали мусор в океане?
— В Южном океане я не встретил ни одной бутылки или какого-то пластика, а все потому, что люди там не живут. Мусор я встречал в Желтом море, ближе к Филиппинам. Больше всего — в Северном полушарии Тихого океана.
— Вы не боитесь, что человек слишком сильно изменит природу?
— До мыса Горн я шел шестой раз. Когда был там в 1991 году, на пути мне встречались альбатросы, киты, касатки, а айсбергов видел всего четыре. А уже в 2009 году мы каждый день по четыре айсберга встречали. Это говорит о потеплении климата.
В 2019 году я встретил очень мало альбатросов, китов, а касаток не видел вообще. Поэтому, когда я вернулся в Россию, сразу же попросил Владимира Путина запретить вылов китов для зарубежных океанариумов. Я переживаю, что наши дети, внуки уже не увидят ни китов, ни черепах. Киты и дельфины принадлежат всему человечеству, они являются неотъемлемой частью Мирового океана. Касаток и белух отлавливают только в России, в остальных странах мира этого не делают. Люди и компании, зарабатывающие на этих продажах, паразитируют на природных ресурсах. Всех выловили для шоу. Я бы запретил дельфинарии. Ведь дельфины, белухи, киты должны быть в открытом океане, должны питаться настоящей рыбой, плыть вдоль айсбергов. Я задумываюсь, как бы я спал, если бы убил кита? Сейчас на Чукотке есть квота на убийство кита, и в других странах убивают по лицензии. Прилетают богатые люди охотиться на китов, слонов, платят деньги. Я считаю, если ты хочешь помочь, к примеру, кенийцам, то построй им школу, садик, производство, а не убивай слонов. Не надо быть равнодушными. Может быть, поэтому мы пока не можем лететь на Луну и Марс? Ведь если мы туда придем сейчас, то и там начнем истреблять все. Человек должен вырасти духовно, прежде чем лететь на другие планеты.
К новым вершинам.
— Есть школа путешественников вашего имени. Хотели бы, чтобы кто-то из учеников побил ваши рекорды?
— Конечно. Рекорды должны обновляться. Они потом становятся неинтересными. Мне бы хотелось, чтобы не только мои ученики, но и любой другой человек смог побить мои рекорды.
— Фёдор Филиппович, с чего стоит начинать каждое утро?
— Я желаю каждому подняться на свой духовный Эверест. Тянуться к его вершинам, делать открытия и не быть равнодушными.