Именно в Челябинской области была найдена древнейшая в мире колесница… А что еще?
Был бы жив Сергей Капица, ведущий научно-популярной телепередачи советских времен «Очевидное-невероятное», — обязательно бы приехал в наш регион за сюжетами для очередного выпуска. Ручаемся: он непременно нашел бы с десяток интереснейших тем.
Коба или Кагановичград?
Знаете ли вы, что Челябинск мог сегодня носить другое, непривычное нашему уху название?.. В 1936 году в честь наркома путей сообщения Лазаря Кагановича столицу Южного Урала хотели переименовать в Кагановичград.
Каганович был жестким политиком, нередко наведывался в разные города, проводил так называемые чистки, подписывал смертные приговоры. Считается, что накануне очередного посещения Кагановичем Южного Урала челябинская верхушка решила задобрить члена Политбюро ЦК ВКП(б), переименовав город в его честь.
В срочном порядке было отправлено письмо Сталину: «Название города давно уже устарело. За годы революции и в особенности за годы пятилеток город коренным образом изменился. Из старого казацкокупеческого городишки превратился в крупнейший индустриальный центр. Вот почему старое название города не соответствует сегодняшнему положению. Потому просим Вас разрешить нам переименовать город Челябинск в Кагановичград». Подпись: «С коммунистическим приветом секретарь областного комитета ВКП Кузьма Рындин». Вождь ответил кратко: «Против. Сталин». Видимо, Сталин посчитал, что населенных пунктов, названных в Советском Союзе в честь Лазаря Кагановича, уже достаточно. Так Челябинску, в отличие от множества российских городов, удалось избежать переименования.
Кстати, еще раньше, в 1931 году, его хотели назвать «Коба» — в честь знаменитой подпольной клички Сталина (название «Сталинград» уже было занято). На ЧТЗ прошли по этому поводу большие митинги, где южноуральские рабочие взяли на себя дополнительные трудовые обязательства, чтобы товарищу Сталину не было стыдно за город, названный в его честь.
Однако достучаться до верхов челябинцам и тогда не удалось.
Кто изобрел колесо?
Именно в Челябинской области была найдена древнейшая в мире колесница — первое в истории человечества транспортное средство на колесах. По мнению некоторых ученых, на Южном Урале было изобретено и само колесо в том виде, каким мы знаем его сегодня — колесо на спицах.
Самые ранние колесницы обнаружились в захоронениях индоевропейских племен на южноуральской территории. Известно, что арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах. Классическую колесницу ученые нашли в районе села Черноречье Челябинской области, в могильнике Кривое озеро. Находка датируется XXXVIII веками до нашей эры.
Возможно, что отсюда колесницы с колесами на спицах распространились в Китай и Европу.
Напомним, этот вид транспорта является древнейшим видом «боевой техники» и когдато считался самым грозным оружием. Без колесниц не обходились и классические Олимпийские игры. Однако, по версии ученых, на Урале их использовали чаще в ритуальных целях.
Известно, что арии хоронили своих воинов вместе с лошадьми прямо в колесницах.
Рядом «царский» и «теплушка».
Рядом с челябинским железнодорожным вокзалом находится музей паровозов под открытым небом, где можно увидеть паровозы, электровозы, тепловозы и вагоны выпуска от начала 20 века до наших дней — более 30 единиц техники.
Самый уникальный экспонат — вагонмузей, построенный в 1910 году «для перевозки высокопоставленных особ». В таких вагонах путешествовали до революции члены императорской фамилии. В России их сохранилось несколько, но челябинский — единственный, который до сих пор на ходу. Все помещения — салон, рабочий кабинет, купе для пассажиров первого класса — обставлены оригинальной мебелью и украшены подлинными вещами того времени. Лакированное дерево, посеребренные люстры и ручки, ковры, портьеры, отделка поражают своим великолепием. Часть раритетов была восстановлена. Недостающие экспонаты собирали всем миром: жители Челябинской области приносили патефоны, лампы, часы, семейные и исторические снимки.
Кроме царского, есть в музее и другие интересные экспонаты. Например, паровоз, выпущенный в 1932 году и взявший на себя нелегкую обязанность по перевозке прифронтовых грузов в годы Великой Отечественной войны.
Есть здесь и паровозы серии «Л». Их главный конструктор Лев Лебедянский назвал свое детище «Победой». За его создание Лебедянскому вручили Сталинскую премию и, что является уникальным в истории отечественного локомотивостроения, переименовали машину в его честь.
В музее представлены также вагонхлебопекарня, выдававший до двух тонн хлеба в стуки, и вагонкухня, который мог обеспечить горячими обедами не один взвод. Рядом с ними примостился двухосный крытый грузовой вагон, более известный как теплушка. В таких теплушках перевозили не только бойцов, но и лошадей.
фото photo-discovery.livejournal.com