Руководителя второго миасского торга Василия Мезенцева запомнили как внимательного и тактичного руководителя.
23 августа исполнилось бы 95 лет ветерану войны и труда, одному из руководителей миасской торговли, кавалеру ордена Трудового Красного Знамени Василию Мезенцеву. В памяти сослуживцев и родных он остался как трудолюбивый, жизнерадостный, справедливый человек, не воспринимавший грубость и жадность.
Сороковые, роковые.
Василий Мезенцев родился в 1924 году в деревне Шамурино Октябрьского района Челябинской области. Был в числе лучших учеников школы, за что его премировали путевкой в пионерский лагерь. Провожали Василия всей деревней.
В августе 42го был призван на военную службу и направлен в Таллинское военное училище, после окончания которого в январе 1943 года попал на фронт, был командиром зенитного орудия.
На сайте «Подвиг народа» о нем сказано: «23 июля 1943 года во время налета вражеской авиации на станции Лизны мужественно и стойко командуя своим орудием, сбил прямой наводкой самолет противника, за что награжден медалью «За боевые заслуги».
Василий Владимирович был также удостоен медалей «За отвагу» и «За Победу над Германией». Участник Курской битвы. Дважды после ранения и контузии лечился в госпиталях. Войну закончил в звании старшины зенитных войск. С 1945 по 1947 год был комсоргом дивизиона. Демобилизовался в феврале 47го.
Директор торга.
Вся трудовая жизнь Василия Мезенцева связана с торговлей. После окончания высших курсов в Ленинграде в 1955 году был назначен директором второго Миассторга, где проработал четверть века. Заочно окончил институт.
Василий Владимирович много сделал для улучшения и развития торговли в городе: открывались современные предприятия торговли, улучшались условия труда работников, внедрялись новые прогрессивные формы обслуживания, росла специализация сети. Устойчиво работали подсобное хозяйство, строительная группа. Хозспособом, по единому проекту, были построены магазины на улице Таганайской, за плотиной в поселке Динамо, в поселке Дачном, в Новоандреевке, Тургояке и других частях Миасса.
Ежегодно за счет различных источников финансирования обновлялась и строилась складская сеть на улице Плотникова, хранилище лука на тысячу тонн в районе мебельной фабрики, квасильнозасолочный цех на 300 тонн в овощехранилище, которые располагались за парком автозавода. Только картофеля и овощей закладывалось более четырех тысяч тонн.
В числе лучших.
Василий Мезенцев участвовал в открытии универмага «Миасс», торгового центра в машгородке, торгового училища в южной части города.
Коллектив второго миасского торга на протяжении многих лет был в числе лучших торговых организаций области, а сам Василий Владимирович в течение двадцати лет, с 1959 по 1979 год, избирался депутатом городского Совета народных депутатов, исполняя многие общественные поручения.
Как вспоминают сослуживцы, ветераны продторга Миасса Раиса Дубровская и Мария Лазуткина, Мезенцев принципиально, но тактично и грамотно работал с областным управлением торговли, руководством города, предприятий, председателями сельсоветов, строителями. При решении особо важных вопросов советовался с Алексеем Палашкевичем, был восхищен трудом и отношением к делу Виктора Макеева, Юрия Буйнякова, дорожил мнением Анатолия Ефимова, Александра Филиппоненко, Николая Швырева, принципиального Олега Карпова и других руководителей.
С вниманием к людям.
По воспоминаниям вдовы, Галины Мезенцевой, Василию Владимировичу нравилось трудиться, он ценил своих специалистов, коллектив торга, который насчитывал до 1400 человек, с особым внимание относился к людям, их нуждам. Любил семью, детей, старушкумать. Был жизнерадостным, справедливым, не воспринимал грубость, жадность.
За свою трудовую деятельность Василий Мезенцев был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», знаком «Отличник советской торговли» и другими.
Жизнь Василия Владимировича оборвалась внезапно, на 57м году жизни.
На памятнике — слова миасского поэта Николая Годины:
«Он щедрым был на доброту,
Жил нелегко, но человечно,
Прошел последнюю черту,
Оставшись в памяти навечно».
фото из архива семьи Мезенцевых