О работе ТОСЭР, ситуации в «Малой Сосновке» и работе муниципалитетов в Челябинской области.
Заместитель губернатора Челябинской области отметил, что где-то ТОСЭР действительно работает, как, например, в Миассе, но в Верхнем Уфалее в силу разных причин не произвело должного эффекта.
— Мы понимаем, что сложности в Уфалее связаны больше с юридическими моментами, с правами на имущественный комплекс «Уфалей-Никель», — рассказывает Егор Ковальчук. — Мы сейчас активно в этот процесс погрузились, сделаем все возможное для того, чтобы возможности этой производственной площадки полностью были раскрыты. Надеюсь, что в течение полугода или чуть более мы сможем ее запустить. Большая часть вопросов зависит от нынешних кредиторов, банковских московских структур, в интересы которых, к сожалению, не совсем входит развитие Челябинской области.
Отдельно заместитель губернатора отметил индустриальный парк «Малая Сосновка». Многие считают это целой притчей о неуспешности экономической политики Челябинской области. Но так ли это в настоящий момент?
— Я очень рекомендую своими глазами посмотреть на прогресс ситуации в «Малой Сосновке», потому что у меня такое же было скептическое отношение к этой истории, — отмечает чиновник. Мы сейчас все, когда говорим про Малую Сосновку, видим ситуацию примерно трехлетней давности. Но когда я там недавно побывал, мнение кардинально изменилось. Сосновка уже стала индустриальным парком по факту. Территория обеспечена дорогами, газом, уже отыграны контракты по водоснабжению, водоотведению, которые появятся там в 2020 году. Первый этап обеспечения электроснабжением уже осуществлен, на подходе второй. Там уже стоят два резидента — «ДорХан» и «Вторком». Поэтому у меня будущее Сосновки не вызывает сомнений, там действительно интересно. Из проблем я вижу как раз таки избыток резидентов, которые заявились туда в свое время, и за которыми были закреплены определенные лимиты, площади, но сегодня они исчезли. Я считаю, что Сосновка – действительно очень хорошее место.
Вместе с этим заместитель губернатора отмечает, что других индустриальных парков, даже в виде проектов, в регионе пока нет, потому что неуспех Сосновки отрицательно сказался в свое время. А вот частные проекты новых «гринфилдов» развиваются очень активно. Прежде всего, они расположены в исторически промышленных центрах — это Горнозаводская зона и Челябинск. Собственники не называют их громким словом «индустриальный парк», но, по сути, это он и есть.
— Челябинская область пока остается в верхней трети регионов по инвестиционной привлекательности, но дело, в значительной мере, в менталитете, настроенности руководителей территорий, — рассказывает Егор Ковальчук. — В поездках с главой региона по городам области я очень четко вижу: чем тяжелее ситуация в муниципалитете, тем больше его глава объективно настроен на привлечение инвестора, и тем быстрее там идут процессы поиска путей развития. Конечно, не нужно людей доводить до крайности, чтоб они начали работать, но без внутреннего понимания, что инвесторов нужно искать в ручном режиме, муниципалитету не обойтись. И наша задача — это чувство у муниципалитетов воспитать, создать интерфейс между чиновничьим языком и мировоззрением и инвестором. Для этих целей как раз создавалось в свое время Агентство информационного развития, но, к сожалению, как и Минпром, оно каким-то странным образом прекратило свою работу.
Заместитель губернатора Челябинской области считает, что необходимо восстановить принцип одного окна для инвестора, по принципу МФЦ. Человеку для решения проблем нужно будет просто прийти в Минпром. Конечно, за этим стоит очень серьезная подготовительная работа бэк-офисных структур. Многие этой работы не видят, но она стоит денег и иных затрат государству. Стоит также отметить, что вопросы юридической, бизнес- и экономической грамотности имеют огромное значение. Зачастую приходится инвестора базовым моментам работы. Поэтому большую роль здесь играет уровень подготовки самого инвестора.
Фото: фото: Вячеслав Шишкоедов, «Южноуральская панорама»