Президент национального парка спорта и туризма «Тургояк» рассказал о возможностях развития туризма на уральских озерах.
— Мы продолжаем разговор о потенциале туристической отрасли, как перспективного направления экономики Челябинской области. При нашей прошлой встрече, посвященной возможностям развития туризма на уральских озёрах, Вы отметили проблему недостаточности потока въездного туризма в нашем регионе: новые отели не строятся и цены на гостиничные услуги остаются высокими, поскольку нет массового спроса – новые туристы к нам почти не едут. Интересно раскрыть именно эту тему – как привлечь туристов в Челябинскую область.
Сегодня звучит много идей, есть примеры действий других регионов: брендинг территорий, информационное продвижение, развитие авиасообщения, прямые рейсы в другие регионы и страны, упрощение визового режима для иностранцев, промо-туры для туроператоров и т.п. Что из всего этого многообразия необходимо нам? Каких мер ждет туристическая отрасль от правительства области?
-Вы называете очень нужные инструменты, популярные идеи. Однако важно понять их очередность, расставить приоритеты. В частности, стоит ли массово зазывать туристов, если регион не готов к их приему? В чем польза от туристов, прилетевших к нам прямыми авиарейсами, чтобы отдохнуть на природе, если в регионе не хватает курортных отелей? Что они увидят на наших озерах в пик сезона, если все берега уже заняты пьяными компаниями «шашлычников» и их автомобилями? Если вокруг памятников природы нет элементарных туалетов, не говоря уже о прочем благоустройстве?
Сработает ли брендинг, когда продукт слишком низкого качества? Ведь если разрекламированный новый сорт шоколада окажется невкусным, люди никогда не купят его снова. Более того, они ещё будут всем рассказывать, насколько он плох.
Прежде чем приглашать гостей к себе в дом, во всем мире принято предварительно делать уборку, создавать праздничную обстановку, готовить лучшие угощения, планировать развлекательную программу. Так и в туризме – нет смысла рассылать приглашения, без серьезной подготовки отрасли к приему дополнительного потока туристов.
К примеру, у нас в области проводятся отличные фестивали, международные спортивные мероприятия, мы и сами активно участвуем в их организации. А ведь главное в такой активности – это не столько сами события и их посетители, сколько информационное продвижение туристского продукта региона, формирование стабильного притока гостей в регион в последующие периоды, между мероприятиями. Однако несмотря на успешность фестивалей, этот эффект у нас в регионе не достигается, поскольку готового целостного туристского продукта у Челябинской области почти нет – рекламировать нечего. То есть проводя фестивали, мы шлем потенциальным будущим туристам открытки с приглашениями, но не собираемся открывать для них свои собственные запертые двери.
Что нужно, чтобы открыть эти двери? Из чего складывается достаточная готовность туристической отрасли к приему гостей из других регионов и стран?
Слагаемых здесь много, скорее, стоит выделить ключевые направления. Это привлекательность территории, качество и вместительность инфраструктуры гостеприимства, логистика.
Начинается всё с привлекательности, особенно сегодня, в эпоху соцсетей. Если гостям регион нравится, если им интересно, если они получают массу ярких позитивных впечатлений – их восторженные отзывы приведут новых туристов, даже без дополнительных усилий по продвижению. А если не нравится – не поможет ни брендинг, ни реклама, ни отели, ни авиарейсы.
Что привлекает туристов сегодня? Только наша уральская природа. Собственно, это единственное, что до сих пор спасает ситуацию – увидев наши красоты, мало людей остаются равнодушными. Даже несмотря на всю грязь и бардак, многие хотели бы вернуться, особенно если условия для приема гостей заметно улучшатся.
Что нужно, чтобы повысить эту привлекательность? Яснее ясного – навести порядок, благоустроить пространства, построить туалеты, убирать и вывозить мусор. Кто должен это сделать? Те, у кого есть полномочия вокруг особо охраняемых территорий – региональные и местные власти. Бизнес готов подключиться, если такие полномочия ему будут частично делегированы, хотя бы на условиях государственно-частного партнерства.
Простой пример – что видят сегодня туристы, приезжающие на Тургояк через одноименный поселок? Разруху и хаос на городском пляже и прилегающих муниципальных территориях. А могли бы увидеть прекрасный ландшафтный парк на берегу озера, гармоничное световое оформление, малые архитектурные формы, отражающие историю нашего округа, благоустроенные подъездные пути, тротуары и велодорожки. Как это повлияло бы на их впечатление? Ответ очевиден. Но увы, к сожалению, у нас почти вся туристическая отрасль состоит из одних «если бы да кабы».
То есть отсутствие благоустройства – это единственное, что тормозит наше развитие?
Порядок и благоустройство – это первые необходимые шаги. Привлекательность региона можно еще более усилить.
Во-первых, стоит добавить познавательные возможности, сформировать интерес, создать новые яркие дестинации. В частности, мне не понятно, почему на протяжении десятков лет региональные власти не замечают очевидной возможности – не хотят создать общедоступный музей ядерной отрасли. Это ведь важнейшие страницы нашей истории, выдающиеся мировые достижения, как для Челябинской области в целом, так и для Миасса в частности. Можно построить крупнейший в России музей, и он привлечет огромный поток туристов – есть примеры в других регионах, всё легко просчитывается.
Во-вторых, нужно развивать инфраструктуру всесезонного активного отдыха. У нас ведь не пляжный регион, где люди готовы проводить недели, перемещаясь только между лежаком, баром и шопингом. Туристам на Южном Урале нужно движение –
прогулки по живописным местам, комфортные небольшие самостоятельные путешествия.
Но у нас ведь и так есть безграничные возможности для пешего туризма с палаткой. Пожалуй, это ведь самая популярная в наших краях разновидность активного туризма?
Вот именно, самая популярная – именно поэтому её и нужно развивать. В туризме, как и в любой сфере услуг, половина успеха – в деталях, в тонкостях настройки предлагаемых сервисов. Походы с рюкзаком в дикий лес доступны только опытным туристам-походникам, они требуют физической и технической подготовки. Даже сплавы, которые хоть и не требуют физической выносливости, но и они доступны только для организованных групп под руководством опытных гидов.
Большинству людей интересны самостоятельные путешествия, причем скорее в формате продолжительных и относительно легких прогулок, нежели трудных походов. Посмотрите, как развивается нацпарк «Таганай» – чем больше там создают качественной инфраструктуры эко-туризма, тем больше к ним приезжает туристов. И самая посещаемая тропа – «Черная скала», доступная для всех, без всякого снаряжения.
Это опыт можно развивать и далее: сделать тропы доступными для велопутешествий; создать больше теплых приютов, которые позволят путешествовать между ними зимой на лыжах, с переходами в пределах 5-7 км.; организовать доставку багажа к приютам, чтобы тяжелые рюкзаки не нужно было бы нести на плечах; построить нормальные туалеты по всему маршруту, поддерживать чистоту и порядок, обеспечить безопасность и связь. Мы выходили с инициативой построить такой кольцевой маршрут для пешего, велосипедного и лыжного туризма протяженностью порядка 120 км., который соединил бы Тургояк, нацпарк «Таганай» и «Солнечную долину». Просчитали экономику проекта, основываясь на данных зарубежных нацпарков. Поскольку это экономный отдых, можно рассчитывать на массовый поток посетителей – до 1 млн. человек в год. То есть такой маршрут будет ежегодно генерировать добавленную стоимость порядка 1,5-2 млрд.руб. – не всякое машиностроительное предприятие способно вносить такой вклад в экономику региона. Но региональные власти нас тогда поддержали, увы, лишь на словах.
Хорошо, предположим, привлекательность нашего региона будет настроена на должном уровне. Как быть с остальными составляющими – отелями, ресторанами, логистикой?
Здесь есть два сценария развития. Первый – медленный и неуправляемый, когда необходимые бизнесы сами постепенно возникают вокруг стихийно формирующихся туристских потоков. Сегодня по такому пути идти уже нельзя – нет времени, безнадежно отстанем от других регионов, проиграем в межрегиональной конкуренции.
Нужен другой подход – проактивный, когда власти формируют действительно выгодные и перспективные инвестиционные площадки под строительство отелей и других туристских сервисов. Выделяют земли нужной категории, обеспечивают их инженерией, приглашают инвесторов на основе инвестиционных соглашений или государственно-частного партнерства.
Для развития транспортных сервисов нужны трехсторонние соглашения между правительством региона, перевозчиками и туроператорами. Если бизнес будет уверен, что услуги будут востребованы, он инвестирует необходимые средства.
Олег, в ходе нашего разговора, Вы часто отмечаете бездействие или ошибки региональных и местных властей в том или ином вопросе. Действительно ли инициативная и ответственная позиция чиновников здесь так необходима? Неужели туристический бизнес не может развиваться самостоятельно?
Бизнес всегда предельно инициативен – в этом вся суть предпринимательства. Мы работаем, посмотрите, «Солнечная долина» – динамично развивающийся горнолыжный курорт, «Золотой пляж» – достойный курортный отель, один из лучших в регионе. И если мы, предприниматели в туристическом бизнесе, еще чего-то до сих пор не делаем, значит есть проблемы, которые мы не можем решить: административные барьеры, отсутствие минимально необходимых исходных условий, дефицит взаимопонимания с ведомствами и с монополиями.
Есть и другой аспект – предприниматели склонны остро конкурировать между собой, не понимая синергетических возможностей согласованных действий. К примеру, для многих стратегия успеха – это отгородить себе маленький клочок берега озера, поставить несколько избушек, и никого туда не пускать, кроме постояльцев пару месяцев в году. Однако в случае общей согласованности действий, причем при тех же самых затратах, у них по территории может проходить благоустроенная дорожка, по которой будут круглый год гулять иностранные туристы. И небольшое домашнее кафе у этой дорожки принесет многократно больше прибыли, чем весь их сегодняшний бизнес.
Челябинская область и отдельные муниципалитеты должны создать комплексный туристический продукт мирового уровня – только тогда отрасль будет действительно успешной. Но для этого нам всем нужно суметь договориться между собой, скоординировать усилия. Инициативная помощь со стороны властей здесь была бы очень полезна.
Так или иначе, но все ключевые направления системного развития туризма в Челябинской области зависели и зависят от решений правительства региона и администраций муниципалитетов. В том числе, от их собственной инициативности, от их готовности поддерживать инициативы бизнеса, причем не на словах, а на деле. Многие прошлые ошибки и упущения ещё возможно исправить. Поэтому все предприниматели туристической отрасли региона возлагают большие надежды на Алексея Текслера и его команду – ждем серьезных системных реформ в части развития туризма, во благо населения и экономики региона.
Фото предоставлены ГЛК «Солнечная долина»