В Челябинске появляются технологии, делающие транспорт, остановки и парковки умными.
Нейросети за комфорт: «Умный транспорт»
Если вы пользуетесь общественным транспортом, попробуйте прокатиться на «умном автобусе». Правда, в Челябинске пока такой только один. Он курсирует по четвертому маршруту. Там можно воспользоваться wi-fi и зарядить телефоны — устройства вмонтированы в поручни. А еще — чувствовать себя в большей безопасности: за тем, чтобы в транспорте не орудовали карманники, а водитель не писал СМС за рулем, следят видеокамеры.
Работает это так: всего в автобусе установлено восемь видеокамер. Они смотрят на водителя, в салон, на дорогу, на входы и на остановки. Аналитика считает вошедших и вышедших, рисует в реальном времени график загруженности и GPS-трек. Идет сложный анализ действий водителя: курит ли он, разговаривает по телефону, пристегнут или нет. Обученная при помощи нейросетей система умеет распознавать внештатные ситуации. Самое интересное, что аналогов такому сервису в России нет. В других городах были попытки запустить автобусы, оборудованные датчиками. Эта технология была дешевле, но погрешность наблюдений у нее оказалась заметно выше.
Если город будет закупать новые низкопольные автобусы, как планировалось к саммитам ШОС и БРИКС, то прокачанные автобусы появятся и на других маршрутах. А главное — чтобы разработка показалась важной и интересной городским властям. Впрочем, уже сейчас польза налицо: все данные с аналитики поступают транспортникам, и они могут считать загруженность, в зависимости от нее снимать автобус с маршрута или пускать его чаще, ну и контролировать работу водителя. В любом случае, снимать оборудование с «пилотного» автобуса не планируют, так что прокатиться с комфортом можно в любой день.
На пути у «Умным остановкам»
А от остановки «Площадь Революции» в сторону ЧТЗ можно познакомиться с последней разработкой «умного города» — информационной стелой, которую установили 12 июля. В будущем такие стелы могут стать элементом умных остановок. Ну, а пока пилотная стела вынесена за павильон. Главные фишки — прокладывание маршрута с пересадками, расписание общественного транспорта, USB-зарядка для мобильного телефона, кнопка SOS для обращения в экстренные службы и бесплатный wi-fi. А еще — камеры видеонаблюдения: одна смотрит на людей, вторая на транспорт. У стелы очень яркий экран, чтобы разбирать информацию на цифровом табло можно было и на палящем солнце.
— Эта стела — прототип, мы ее поставили, чтобы люди смогли ее протестировать и высказаться. И всего за несколько дней нашли то, что можно исправить или добавить. Например, мы даже не предполагали, что челябинцы будут столь интенсивно ее уничтожать, — рассказал директор по продуктам и инновациям IT-компании «Интерсвязь» Александр Трофимов. — Ее уже попытались поджечь, а еще мы обнаружили несколько зарубок — из стелы хотели вытащить оборудование. Поэтому обязательно укрепим ее для большей вандалоустойчивости. Кроме того, мы подозревали, что маршрутки ездят не по правилам, но чтобы настолько не по правилам… В частности, они останавливаются не на остановке, а практически на перекрестке — поэтому нам пришлось повернуть камеру видеонаблюдения под другим углом. Конечно, сведения о правонарушениях мы передаем соответствующим ведомствам.
Впрочем, большинство возможных нововведений все-таки позитивного характера. Например, разработчики планируют отображать в режиме реального времени (как в приложениях такси), как тот или иной транспорт едет к остановке. Это будет максимально полезно, когда город откажется от маршруток в пользу транспорта, оборудованного системой ГЛОНАСС. Тогда можно будет рассчитывать время прибытия на остановку. Еще одна интересная мысль — для туристов выводить информацию о достопримечательностях неподалеку.
Предполагается, что сначала умные остановки, оборудованные такими стелами, появятся на гостевых маршрутах и на ключевых транспортных развязках. Но, разумеется, это произойдет, только если городские власти проникнутся идеей. В этом случае обновление произойдет быстро — на установку стелы требуется всего три дня.
О работе «Умных парковок»
Ну, а если общественному транспорту вы все-таки предпочитаете автомобиль, то стоит поселить в смартфоне сервис «Умные парковки». С его помощью можно узнать о свободных местах на 37 парковках в Челябинске, Магнитогорске, Кургане, Каменске-Уральском и других городах. Большая часть этих парковок — около 30 — находится в Челябинске.
— Сервис основан на принципе работы нейронной сети, которая видит все автомобили, расположенные на парковке, и принимает решение, есть ли там свободные места или нет. Для этого анализируется множество факторов: как устроено конкретное парковочное пространство, как на нем предпочитают парковаться автомобилисты, при этом учитываются мельчайшие особенности их поведения. Мы не привязываемся к разметке, ведь многие ее не замечают. Наша система разбивает парковку на условные парковочные зоны, где обычно оставляют свое авто люди. И далее мы видим, заняты эти зоны или нет. Это информация отражается в приложении, — рассказал руководитель отдела системной интеграции компании «Интерсвязь» Александр Игнатьев.
Самое приятное, что сервис заточен под работу в самых оживленных местах города, в центре, где эвакуаторы бдят, а каждое парковочное место на вес золота. Первая «умная парковка» в Челябинске появилась возле главного входа в ЮУрГУ, еще они сделаны возле ТРК «Фокус», МФЦ на улице Труда, магазина «Золотое яблоко», офисного центра «Каскад» и в других местах.
Разработчики обещают, что до конца этого года количество «умных парковок» будет доведено минимум до 100. Но и это еще не все: следующий шаг проекта — система, позволяющая вести наблюдение на «умной парковке» за конкретным автомобилем. Сейчас завершается ее тестирование. Между собой специалисты называют ее «куполом». Принцип действия этой системы прост: автомобилист находит в сервисе «Умные парковки» свой автомобиль и нажимает кнопку «Мониторинг», после чего за его машиной устанавливается персональное наблюдение. Система будет оповещать владельца авто обо всех подозрительных действиях возле его «ласточки», пока он отсутствует. При этом опция, как и весь сервис «Умные парковки», для автомобилистов абсолютно бесплатны.
Важный момент — новый сервис «дружит» с законами. Он никогда не сообщит о свободных местах, если они возникли в результате какого-либо нарушения и тем более не поставит припаркованный на газоне автомобиль на охрану.
— «Умные парковки» — очень перспективное направление платформы «Умный город», которое может расширяться как вширь, так и вглубь, — отмечает Александр Игнатьев. — Сейчас мы рассматриваем продвижение этого проекта в челябинских дворах, где проблем с парковками ничуть не меньше, чем возле торговых центров. Знаем, что в некоторых дворах установлены видеокамеры. Готовы сотрудничать с их владельцами, будь то управляющие компании или просто жители города.
Фото: pchela.news