Как теперь будем лечиться?
В мае вступили в силу утвержденные минздравом РФ новые Правила обязательного медицинского страхования (ОМС).
Что поменялось в системе здравоохранения?
Правила — апогей реформы системы ОМС, проводимой минздравом в течение последних лет, преследующий одну цель: оказание пациентам качественной медицинской помощи, в каком бы месте нашей страны они ни находились. Что для этого нужно? Одинаковая оснащенность больниц по всей стране и единый уровень подготовки врачей.
Жесткой рукой.
Изменения в первую очередь коснулись финансовой части: согласно правилам будет выстроен единый механизм финансирования всех видов медицинской помощи в рамках ОМС.
В новом документе закреплен порядок оплаты медпомощи с этапа формирования заявки на авансирование и до окончательного расчета за предоставленную помощь. Отныне четко прописано, сколько денег получит
медучреждение, если в нем получал помощь пациент, приехавший из другой области. Ранее это влекло за собой много неясностей при расчетах, к примеру, разные тарифы в разных регионах на один и тот же вид помощи. Также введены штрафные санкции за завышение тарифов, когда в действительности была оказана более простая помощь, и за приписывание в отчетность видов помощи, которая пациенту не была оказана вовсе.
Что касается пациентов и их прав, то тут меры тоже значительно ужесточены. К примеру, если больному, пребывающему на дневном стационаре, положено дорогостоящее лекарство, а он получает дешевый аналог или устаревший препарат, то размер штрафа для медучреждения вырастет в три раза.
Страховщики — на передовую.
Полномочия страховых компаний значительно расширились: отныне в их обязанности входит осуществление, можно сказать, тотального контроля за качеством работы медучреждений и оказанных ими услуг. Так, ранее страховая организация могла контролировать качество только на основе медицинских документов или обращений граждан, теперь же страховщики будут бдеть за правами пациентов на всех этапах лечения. К тому же, на сайтах страховых компаний должны быть размещены сведения о медорганизациях, включая частные, которые участвуют в системе ОМС, а также клиники, где можно пройти диспансеризацию в вечернее время и в субботу. О ежегодной проверке своего здоровья граждан уведомят по звонку или в СМСсообщении. Проверять будут и медучреждения: удобно ли организована диспансеризация для населения.
По сути, страховщики теперь вплотную занимаются поступающими от пациентов обращениями: жалобы, спорные случаи, в их полномочиях даже организовать экспертизу полученной помощи.
Особое внимание — людям с подозрением на онкологию либо с уже подтвержденным диагнозом. Новым документом установлен порядок сопровождения таких пациентов. На информационных сайтах региональных фондов ОМС страховые компании будут формировать и размещать истории страховых случаев этих граждан: где проходило оказание медпомощи, какие обследования проведены, какое лечение назначено. Это поможет контролировать качество и сроки оказываемой помощи, быстро среагировать на нарушение прав пациента.
В новых правилах также прописана возможность получения больным альтернативного мнения, если его случай спорный либо сложный. Теперь пациент будет иметь возможность проконсультироваться с высококвалифицированными специалистами при помощи телемедицины, то есть дистанционно, через интернет. Организовать такой «прием» также помогут страховые
представители.
Полис через интернет.
Получить страховой полис стало удобнее и проще. Подать заявление о выборе или смене страховой компании можно через сайт местного фонда ОМС, правда, заверить его нужно электронной цифровой подписью. Заявления также будут приниматься через Единый портал госуслуг или в многофункциональных центрах.
Напомним, документ выдается в двух вариантах: бумажном и в виде пластиковой карты. Второй более удобен — пластик прочнее и долговечнее, и паспорт при нем не понадобится: вся информация о пациенте будет содержаться на электронном носителе информации.
Что касается временного свидетельства, выдаваемого на период отсутствия постоянного полиса ОМС, то срок его действия продлен с 30 до 45 рабочих дней.
Напомним, временный полис дает такие же права, что и постоянный: свободное посещение всех специалистов, получение необходимых лечебных процедур и обследований, пребывание в стационаре.