Рекой Миасс и сегодня можно и нужно гордиться.
Повествование о реке Миасс мы продолжаем рассказом о едва ли не самой замечательной ее достопримечательности —
Устиновском каньоне, а также о том, как наша «главная» водная артерия порой показывала миасцам свой буйный нрав.
Каньон, но не в Америке.
Если взглянуть на реку Миасс с высоты птичьего полета, то окажется, что русло ее довольно извилистое, а берега различаются своим растительным покровом: в верховьях — сосны, а в середине — березы и осины.
Причудлива река и в рельефе. В верхнем участке ее течения можно встретить водопады, пороги и скалистые хребты, а в середине реки — берега холмистые. На поверхности воды располагаются более 70 островов, также отличающихся между собой: одни острова покрыты богатой растительностью, на других ее вообще нет.
Но настоящим волшебством называют расположенный на реке Устиновский каньон. Правый берег отвесными скалами обрывается прямиком в реку. Высота скал достигает 15 метров, а в длину они тянутся примерно на один километр. Возраст этих известняков — около 300 миллионов лет. Внизу находятся пороги, с которых на дно ущелья стекает чистейшая холодная вода.
А флора — реликтовая!
Устиновский каньон считается памятником природы и зоной произрастания реликтовой флоры. Здесь можно встретить костенец постенный, пузырник ломкий, гвоздику иглолистную, минуарцию Гельма, шиверекию горную, горноколосник колючий, астру альпийскую, дрок красильный, спирею городчатую, кубышку желтую и другие растения. Некоторые из них дошли до нас еще из плейстоцена (так называется эпоха четвертичного периода, начавшаяся 2,588 миллиона лет назад и закончившаяся 11,7 тысячи лет назад).
Найдены места гнездования обыкновенной пустельги, коростеля, камышницы, ласточки-береговушки, перепела, нескольких видов камышевок. Отмечены редкие виды бабочек (суворовка). Из животных встречаются сибирская косуля, лисица, барсук, колонок, степной хорь.
В скалах есть небольшие гроты и пещерки. Спелеоархеолог Владимир Юрин насчитал здесь более 40 карстовых объектов. Самая большая пещера, названная «пещерой Малахова» (в честь уральского археолога), имеет длину 22 метра. Обнаружил Юрин и курган, возможно, служивший могильным сооружением.
Для охоты на мамонтов.
Интересно, что первые археологические находки здесь сделал член УОЛЕ (Уральское общество любителей естествознания), археолог Михаил Малахов еще в XIX веке: «Я не упускал также случая проводить осмотр и разведки в пещерах, но только одна из них доставила ценный научный материал: так, в небольшой пещере на вершине р. Миасс я открыл среди массы костей животных кремневые небольшие ножи, осколки кремния и две костяные стрелы, заостренные с обеих сторон».
В 1989 году богатые находки в одной из пещер сделали специалисты Института истории и археологии УрО РАН и Института экологии растений и животных УрО РАН. Ученые нашли кости животных голоценовой (лошадь, косуля, заяц, сурок и другие) и плейстоценовой (шерстистый носорог, бизон, северный олень, сайга и другие) эпох. Были найдены и предметы человеческой деятельности: фрагменты от двух керамических сосудов бронзового и раннего железного веков, каменные предметы эпохи палеолита. Исследователи предполагают, что наши предки могли использовать каньон для охоты на мамонтов.
Труженица и кормилица.
Река Миасс – труженица, исстари крутившая жернова мельниц. По ней сплавляли лес для строительства Челябинска. Судя по раскопкам археологов, она много веков назад поила и кормила рыбой многочисленные народности, населявшие ее берега.
А иногда, в пору весеннего половодья, показывала свой буйный нрав. «Весна 1948 года ознаменовалась невиданным половодьем, — вспоминает Борис Миронов. — Вода, хлынувшая через плотину, снесла Горбатый мостик, разлилась по ближайшим улицам. Дома на берегу затопило до второго этажа. По Пионерскому саду катались на лодках. Шадринский мост закрепили канатами, чтобы его не унесло».
Перевозили на лодках.
Еще более бурным было наводнение, случившееся ровно 105 лет тому назад. В записках миасского краеведа Василия Морозова приводится рассказ рабочего МНЗ Александра Лобачева об этом событии: «В июне-июле 1914 года шли сильные дожди. Река Миасс вспухла, с верховьев хлынула большая вода в городской пруд. Несмотря на поднятые плотины, большой приток воды сбросить не успели, и она прорвала плотину у завода.
Бурный поток помчался вдоль каменистого Чашковского кряжа, затопляя низины, сорвал небольшой Нижне-Заводский мост, который чудом уцелел, снес деревянный мост на Набережной улице, затопил Фофановскую мельницу, что на левом берегу.
Пока не построили новый нижний мост к базару и новый Чекановский мост (ниже по течению реки), сообщение с центром города было лишь через уцелевший Шадринский мост.
Разлился и Ильмень, размыв узкую протоку в запруде, где был мост, ведущий к нефтескладу. Вода хлынула в низину в болото и затопила дорогу и мост к переезду на станцию Миасс. На лодках пришлось перевозить людей и грузы, пока не навели мост у Ильменской протоки и на переезде».
Фото: s1.fotokto.ru