В конце прошлого года Челябинский аэропорт получил имя знаменитого ученого, «отца» отечественной атомной бомбы Игоря Курчатова. За него отдали голоса 45 % южноуральцев.
Досадно, что победил не наш с вами земляк, основоположник школы морского стратегического ракетостроения Виктор Макеев. Но, возможно, мы бы не так переживали по этому поводу, если бы знали, что около 30 лет в Миассе жил и работал Юрий Иванович Курчатов, двоюродный брат Игоря Васильевича.
Прошу поделиться…
Первый раз я услышала его имя в коллективном саду «Любитель», машинально отметила известную фамилию — и не придала этому значения.
В следующий раз «встретилась» с Юрием Курчатовым на страницах «МР». В газете за 1974 год, в заметке о прошедшем в «Любителе» празднике урожая, отмечалось: «Члену правления Ю.И. Курчатову, в дополнение к грамоте за заслуги в развитии садоводства и цветоводства, вручили именинный торт по случаю дня рождения».
Этот факт нашел отражение в статье, посвященной юбилею одного из первых миасских
коллективных садов.
С тех по прошло два года. И вдруг в редакцию пришло письмо:
«Добрый день. Я, Курчатова Анна Игоревна, являюсь правнучкой Юрия Ивановича Курчатова, о котором было упомянуто в вашей статье. Так как мои отец, дед и бабушка рано ушли из жизни, я совсем мало знаю о своей семье. Конечно, есть фотографии и обрывки рассказов, но хотелось бы знать больше. Если вы обладаете какойлибо информацией о
Ю. И. Курчатове, а также о его жене Вере Ивановне или сыне Владимире, прошу поделиться со мной. Знаю, что они жили в Миассе, что дед был председателем правления сада «Любитель», а бабушка Вера работала библиотекарем». К письму прилагались три фотографии.
Чтобы дети знали…
Завязалась переписка.
«Знаю, что у Юрия Ивановича было двое сыновей, Юрий и Владимир, — писала Анна. — Владимир — как раз мой дед. Его сын, Игорь Владимирович Курчатов, — мой отец, родился в 1961 году в Челябинске. Там же служил его отец Владимир. Кажется, офицер флота (у нас оставался его наградной кортик, морской, к сожалению, уже утерянный).
Бабушка после смерти мужа Владимира повторно вышла замуж и с маленьким Игорем и новым мужем уехала в Крым по переселенческому билету. С тех пор связь оборвалась.
Мой отец, Игорь Владимирович, тоже выбрал стезю военного, служил во Вьетнаме и Камбодже, недолго был в Афганистане. К сожалению, трагически погиб уже в мирное время — был насмерть сбит машиной в 1991 году.
Моя жизнь ничем не примечательна: юрист по образованию, по факту — домохозяйка, воспитываю дочку и сына. Живу в Москве. Хочу, чтобы дети знали своих предков и понимали, как нужно жить и к чему стремиться.
…А Юрий Иванович с Игорем Васильевичем были двоюродным братьями. Возможно, Юрий Иванович выступал на открытии памятника Игорю Курчатова в Челябинске, чтото я такое слышала…»
Ни единого упоминания!
На такое искреннее послание мы, конечно, не могли не откликнуться. И начали поиски.
Садоводы «Любителя» ничего особенного не сообщили. «Да, — говорили они, — был такой Курчатов. Потом уехал в Челябинск, а сад не бросал, по выходным приезжал с женой, отдыхали и работали на земле».
«Помню, что Курчатов советовал нам перед посадкой рассады держать семена томатов и огурцов на телевизоре – якобы, всхожесть таким образом повышается», — припомнила одна из старожилов сада.
«Интеллигентный был», — добавила другая. Вот, в общемто, и все.
Прослышав, что Курчатов в течение нескольких созывов избирался депутатом городского совета, направились мы в городской архив. Но ничего не нашли. Ни единого упоминания!..
Прибыл из Чебаркуля.
В книге «Здравоохранение Миасса» («Геотур», 2002 г.) мы обнаружили коллективную фотографию сотрудников городской поликлиники 1950 года (качество отвратительное!), где крайний справа — Курчатов.
Имя его упоминалось в книге ровно три раза. Но всетаки коечто мы узнали, а именно: что в 1936 году при амбулатории открылся рентгенкабинет, в котором работали врач И. А. Суслонов и опытный рентгенотехник Ю. И. Курчатов, прибывшие из Чебаркуля по приглашению главного врача больницы Василия Кленкова.
Далее состоялась встреча с краеведом Валентиной Усольцевой и дочерью рентгенолога Владимира Князева. Ольга Владимировна рассказала, что ее отец был дружен с Курчатовым, что Юрий Иванович нередко бывал у них в гостях, играл на пианино.
По нашей просьбе старший научный сотрудник Миасского краеведческого музея сделала запрос в Чебаркульский музей. Коллеги не заставили долго ждать и выслали электронной почтой воспоминания комсомольцев 20х годов, сделанные ими в 1968 году.
В санатории или райсельхозе?
Бывший секретарь комсомольской ячейки А. Батутин, в частности, сообщал следующее: «Секретари ячейки регулярно переизбирались. После отъезда Николая Запевалова на учебу в Ленинград секретарем комсомольской ячейки избрали меня. Меня сменил Юрий Курчатов. (…) Вспоминаю наш актив. Хорошими комсомольцами были бывшие представители батрачкома Павел Голощапов, Василий Кашигин, рабочие санатория Николай Запевалов и
Юрий Курчатов».
Упомянул Курчатова и другой комсомольский секретарь А. Иванов: «Ячейка РКСМ была территориальной. В ней состоял каждый комсомолец, проживающий в нашем селе, независимо от того, где работал и чем занимался. Андрей Еремин — учитель, Василий Кашигин — председатель батрачкома, Филипп Попов — рабочий с разъезда Кисегач, Анатолий Елыков — сын кузнеца со станции Мисяш, Юрий Курчатов — рабочий райсельхоза…».
На вопрос, где сейчас бывшие комсомольцы, А. Иванов ответил: «Курчатов Юрий работает рентгенологом в городе Челябинске».
Вот и вырисовывалась одна деталь: в 1968 году Курчатов уже работал в Челябинске, а, следовательно, садом продолжал пользоваться, причем пользоваться активно, раз в 1974 году был награжден грамотой за развитие садоводства и цветоводства.
И еще: в присланной чебаркульцами газетной вырезке («Южноуралец», 8.10.1998 г., «Без прошлого нет будущего»), посвященной 80летию комсомола, в перечне комсомольских секретарей тоже есть имя Юрия Курчатова.