В продолжение серии материалов, посвященных 85-летию Челябинской области, приглашаем совершить импровизированную прогулку по одному из самых живописных городов Южного Урала — нашему любимому Миассу.
Необычайно характерный и самобытный, он сохранил исторический облик и архитектуру 19-20 веков. Какие памятники истории и культуры, дошедшие до наших дней, стоит увидеть в первую очередь?
Что сохранили?
Всего на территории Миасского городского округа, по официальным данным, расположены 78 объектов культурного наследия регионального значения: 25 — включенных в реестр, 53 — выявленных. Только три из них находятся в собственности округа: бывший особняк Симонова — ныне — Городской краеведческий музей, особняк купеческий — сейчас —
библиотекафилиал № 16, магазин Бакакина — в настоящее время — Городской дом культуры.
Целостность исторического центра Миасса, расположенного в южной части округа, сегодня, безусловно, нарушена: часть зданий снесена, часть реконструирована (например, дом купца Смирнова, восстановлением которого несколько лет занимается депутат Собрания МГО Елена Семёнова), какието разрушаются. Из 25 реестровых объектов истории и культуры сохранилось только 23, в том числе семь памятников, 16 зданий и комплексов (15 — дореволюционной постройки, одно — советского периода).
На данный момент полностью утрачен один объект культурного наследия регионального значения — дом, в котором жил советский писатель Фёдор Панфёров, лауреат двух государственных премий СССР. Здание, находившееся по адресу: ул. Свердлова, 28, было снесено еще в 1944 году, после переезда автора в Москву.
Особняк Симонова
Именно на улице Пушкина расположен один из главных объектов культурного наследия округа — бывший особняк золотопромышленника Егора Симонова (ул. Пушкина, 8). Купив усадьбу у вдовы титулярного советника Чащихиной, миллионермеценат из всех сооружений сохранил только жилой дом с мезонином, а спустя несколько лет построил рядом с ним новый двухэтажный кирпичный особняк в стиле эклектики. Также в комплекс разновременных строений входили одноэтажный флигель (хозяйственный корпус) между зданиями и высокая ограда.
Находившаяся в непосредственной близости от центральной заводской части Миасского завода, усадьба доминировала, превосходя архитектурой и масштабом окружающее пространство, а еще и возвышалась, находясь на природной скале.
С 1995 года в историческом здании находится Миасский краеведческий музей, в наследство которому от прежнего хозяина из внутреннего убранства достались мраморная лестница с чугунными перилами, элементы лепнины и встречающее гостей чучело медведя. На сегодняшний день в фонде музея насчитывается более 50 тысяч экспонатов. В шести экспозиционных залах оформлены выставки, рассказывающие об истории края, жизни обывателей Миасского завода. Гордость музея — экспозиции: «Заселение Урала башкирами», «Основание медеплавильного завода и история развития золотодобычи», «Изба старателя», «Кабинет горного инженера», «История Миасского напилочного завода», «Дорога к храму».
В стиле модерн
В начале 20 века в архитектуре Миасса произошли некоторые изменения: на смену эклектике, которая смешивала детали разных стилей, пришел модерн, провозгласивший возвращение к практичности сооружений. За короткий срок было построено несколько зданий в этом направлении — магазин купца Александра Бакакина и торговый дом промышленника Ивана Стахеева, где сегодня находится универмаг «Южный». Оба дома прекрасно сохранились до наших дней.
Торговый дом Стахеева (ул. Ленина, 2) предстал в виде двухэтажного углового строения, одно крыло фасада которого было длиннее другого. Не обошлось и без таких внешних проявлений модерна, как большие окна в обрамлении причудливых пилястр и легкой кованой балюстрады, бегущей по карнизу крыши.
Очень современно для того времени выглядел и магазин Бакакина (ул. Пролетарская, 12), привлекающий внимание прохожих огромными окнами без переплетов с закрывающимися сверху жалюзи, богатой лепниной на фасаде, резными дверями, а также очень характерной деталью — лепной надписью «А. Ф. БАКАКИНЪ». После революции в здании размещался магазин золотоскупки, и окна были заложены, что изрядно испортило внешний вид строения. А с 1950 года и по сей день здесь находится Городской дом культуры.
Престижная улица
Первые полукаменные и каменные здания, усадьбы, сочетающие жилые и торговые помещения, появились в южной части округа во второй половине 19 — начале 20 века. Рост экономической активности, связанный с началом добычи золота в долине реки Миасс, привел к постепенному изменению архитектурного облика заводского поселения. В первую очередь его центра, т. е. территорий, прилегающих к заводскому пруду и заводу с севера.
Перемены коснулись улицы Кундравинской, ныне — Пушкина. Она продолжалась дорогой на одноименную станицу (слободу), шедшей на Челябинск. Это был один из основных трактов, связывающий Миасский завод с зауральскими селениями, поэтому иметь двор на Кундравинской считалось престижно. В основном зажиточные хозяева строили здесь добротные дома, чаще каменные и полукаменные.