В рамках празднования юбилея Челябинской области продолжаем публикацию материалов, посвященных родному краю, значимым местам и событиям, а также людям, которые писали и пишут историю региона.
Тема этого номера — Челябинск — город, прошедший большой путь становления: от военной крепости до столицы Южного Урала и одного из крупнейших промышленных центров страны.
А начиналось всё…
История города уходит своими корнями в 18 век. Именно тогда, 13 сентября 1736 года, на реке Миасс, в период так называемой Оренбургской экспедиции на перекрестке нескольких старинных дорог полковником Алексеем Тевкелевым была заложена Челябинская крепость. Впоследствии именно выгодное географическое положение Челябинска предопределило его дальнейший рост и место в системе городов России.
Официальный статус города Челябинск получил лишь спустя полвека после своего основания — в 1781 году. Однако главные перемены были еще впереди. Строительство СамароЗлатоустовской железной дороги, Транссибирской магистрали и железной дороги на Екатеринбург в корне изменили значение города для Российской Империи, сделав его крупнейшим транспортным центром. Этот факт нашел свое отражение и в геральдических символах Челябинска. Так, на старом и современном гербах его присутствует навьюченный поклажей верблюд, как символ караванных путей, проходивших через эти места. За городом закрепилось даже несколько неофициальных прозвищ: красивое —«Ворота в Сибирь» и настораживающее —
«Зауральский Чикаго».
Советский период
3 сентября 1919 года Челябинск стал главным городом одноименной губернии, через пять лет преобразованной в Челябинский округ Уральской области.
А 17 января 1934 года ему был присвоен статус областного центра Челябинской области, которая выделилась в результате разделения Уральской.
В советское время город стал мощным индустриальным гигантом, а в годы Великой Отечественной войны — центром оборонной промышленности, обретя второе, неофициальное имя — Танкоград. В 1941м сюда были эвакуированы более 200 предприятий.
После войны Челябинск бурно строился, расширялись границы его территории. Уже в 1947м был утвержден новый план развития, который предусматривал многоэтажную застройку центра города и районов, прилегающих к промышленным предприятиям, что кардинально изменило панораму областной столицы. К этому времени окончательно сформировался промышленный потенциал, определивший структуру современной экономики Челябинска. На заводах активно внедрялась автоматизация, модернизировалось производство.
Загадка названия
До сих пор не утихают споры ученых по поводу названия, которое получила крепость, основанная в 1736 году. Считается, что оно совпадает с названием деревни Челябы, где проживали башкиры. Тархан Таймас Шаимов, местный владелец земли, дал согласие на строительство оборонительного объекта в обмен на освобождение его народа от податного обложения.
Однако наиболее распространенной на сегодняшний день является другая версия. А именно, что название крепости, а затем и города, произошло от бора, который имел башкирское название Челеби (Селеби)карагай.
Кстати, Челябинск — один из немногих крупных российских городов, избежавших переименований. Так, в 1936 году всерьез обсуждался вопрос о присвоении областному центру имени Кагановичград, в честь советского наркома путей сообщения Лазаря
Кагановича. На отправленную в адрес Иосифа Сталина просьбу горожан, тот ответил коротко: «Против. Сталин».
Их — семь
Сегодня в Челябинске семь районов, каждый из которых имеет свою историю и судьбу. Ленинский, Советский и Тракторозаводский — почти сверстники, они образованы в середине 30х годов 20 века и являются «памятниками» первых пятилеток. Большая часть территории Металлургического района, образованного в 1946м, состоит из строений военного и послевоенного времен. В 19601970е выделились Центральный и Калининский районы, а в 1985м самый молодой —
Курчатовский.
Современный мегаполис
Нынешний Челябинск является городоммиллионником, административным центром Челябинской области, входит в состав Уральского федерального округа РФ.
Площадь его — 501,6 км2 и сопоставима с размерами такой европейской страны, как Андорра. Даже пространства южнее проспекта Ленина хватит, чтобы расположить государства типа Лихтенштейна, СанМарино, Монако или Ватикана.
По численности населения Челябинск занимает второе место в Уральском федеральном округе (после Екатеринбурга) и седьмое в России.