Летних каникул (как жаль, что они уже закончились!) ждут все дети. И даже те, кто имеет особенности развития. Но если одним лето обещает массу развлечений, то у вторых этот набор ограничен и скуп.
Сотрудники Миасского благотворительного фонда «От сердца к сердцу» решили частично исправить эту несправедливость и подарить особым детям «лето со смыслом», которое оформилось в проект «Мультилето».
Идея!..
Рассказывает руководитель фонда Ирина ИВАНОВА:
— Мы стараемся, чтобы у наших подопечных (это дети с диагнозами ДЦП, аутизм, синдром Дауна, синдром Рэтта) в любом занятии был смысл. «Мультилето» — это логическое продолжение проектов «Школа родителей» и «ПроРасти». Весь год мы занимались с детьми и родителями по восьми поведенческим стратегиям и поняли, что если с нашими детьми целенаправленно не заниматься все лето, то с таким трудом достигнутые ими успехи просто исчезнут, и осенью придется начинать обучение сначала.
— Вот тогда-то и возникла идея с «Мультилетом». Если говорит официальным языком, то это «способ организации летней занятости и повышения качества досуга детей и подростков с ограниченными возможностями». А если по простому, то захотелось дать нашим воспитанникам возможность примерить на себя некоторые из тех развлечений, которые доступны здоровым детям, и помочь ими овладеть, чтобы потом ребятишки могли самостоятельно заниматься тем, что пришлось им по душе.
Эбру?.. Легко!
— Проект выиграл грант Министерства соцзащиты, и мы тут же взялись за дело. Набрали две группы: старшие, которые уже могли обходиться без родителей, и средние, которые нуждались в присутствии мамы или папы. Во вторник и среду дети занимались ИЗО (рисование, лепка из глины) и театральной деятельностью. «ИЗО», «театр» — звучит громко, на самом же деле ребята учились правильно двигаться, удерживать фокус внимания, координировать действия, ощущать свое тело, взаимодействовать со сверстниками.
— На «театралке» старшие ставили сказку «Король Дроздобород», а средние «бороздили космические пространства» («строили» ракету, «летели к звездам», сами превращались в «звезды» и т.д.). На ИЗО осваивали работу с гуашью и особый вид рисования под названием «эбру», который давал возможность получить невероятные по красоте картины, просто брызгая краской на специальный раствор. Под руководством профессионального художника (и с нашей и родительской помощью) дети попробовали — и у них получилось.
АВА-терапия. Что это?
— Мы не были слишком строги к своим подопечным, давали подурачиться (лето же!), но, тем не менее, во всем был четкий распорядок, обусловленный поведенческой стратегией. И, главное, на занятиях неизменно присутствовал мастер по поведенческой терапии (АВА-терапевт), который, подмечая особенности каждого ребенка, помогал ему разрешать возникающие проблемы.
— Объясню, что такое АВА-терапия. Ее идея заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда ребенку это нравится, он будет повторять действия, а если не нравится — не будет. С помощью АВА-терапии можно улучить навыки общения у особых детей, улучшить их способности к обучению, нормализовать поведение.
— Этой методикой, кстати, заинтересовались педагоги из интерната 8-го вида. Они приходили на занятия, внимательно наблюдали за происходящим и впитывали в себя методику, которая для них была нова, неожиданна, но очень полезна: прямо на их глазах менялось поведение детей, к которым невозможно было применить традиционные методы обучения и воспитания.
«Выезд» в люди
— По четвергам у нас всегда был «выезд». Одна группа шла на батуты, другая — в «Солнечную долину» к лошадкам. И тот же самый «поведенщик» (АВА-терапевт) каждый раз подсказывал, как лучше поступить с тем или иным ребенком в той или иной ситуации.
— Трудных ситуаций возникало много и на батуте, но особенно — в общении с лошадью. Однако специальная программа (работа по картинкам, где отображены все этапы занятия: «здороваемся» с лошадью, катаемся, кормим, прощаемся) помогала разбивать большое и сложное действие на маленькие, всем понятные шаги. Это снимало тревожность, развивало доверие к взрослому. Те, у кого было внутреннее сопротивление, мог участвовать в занятии частично.
Нужны помощники!
— После окончания летней смены мы выехали на природу, и «поведенщик» каждому родителю конкретно обозначил направление дальнейшей работы с ребенком. Для себя же мы сделали такие выводы. Большинство родителей особых детей тратят огромные деньги на то, чтобы помочь ребенку, и не знают, что существуют такие простые, практичные, совершенно бесплатные и отлично зарекомендовавшие себя методы как восемь поведенческих стратегий.
— Нас порой обвиняют, что мы работаем с небольшой группой детей, хотя их в городе намного больше. Приходится объяснять: мы берем пилотные проекты, чтобы освоить их в совершенстве и адаптировать к реалиям нашего города. Мы постоянно учимся и используем полученные знания для помощи особым детям самой сложной, самой малоизученной категории, у которой мало шансов на выживание.
— Впереди новый проект — «Живая физкультура», направленный на формирование правильного движения. И нам очень нужны помощники-волонтеры. Не важен возраст, не имеет значения образование. Главное — любовь к детям. Остальному научим. Желающие овладеть новыми, но многократно проверенными и результативными методиками обучения особых детей могут звонить мне по телефону …… .
В атмосфере добра и любви… /отзывы участников о проекте «Мультилето»
Татьяна Богатырева:
—Хорошо, что есть люди, которым не безразлична судьба особенных детей и их семей. Очень благодарна специалистам Ивановой И.А., Васильевой Т.В, Гордееву А.А., Васильевой А. и специалистам АНО «Звездный дождь» Жерновой Е.В., Гритчиной О.К., специалисту по поведению Голышевой Л. Надеюсь, что и в дальнейшем у наших детей будет возможность окунуться в атмосферу волшебства, добра и любви.
Света Палаткина:
— Мы с детьми впервые рисовали в технике Эбру, прыгали на батутах, катались на лошадке, купались в озере, ставили спектакли. Вы дали нам надежду на то, что наши дети все могут. Низкий поклон за ваш труд!
Алёна Васильева:
—Это был не просто проект. Это была возможность стать более человечными друг другу. Кто-то из детей преодолевал свои страхи, кто-то впервые смог посетить кружок и провести свое лето по-другому, а не сидя взаперти.. Я же в проекте смогла повзрослеть и ощутить ответственность.
Любовь Голышева:
— Очень понравилась программа «Мультилето-2018» в Миассе! Организаторы и педагоги блестяще справились со своей задачей. Понравились родители — открытые, думающие. Они с удовольствием пробовали новое и почти сразу видели результат. Ну и, конечно, я порадовалась знакомству с детьми, которым хотелось творчества и общения. Опыт участия в этой программе обязательно пригодится им в дальнейшем.
Анна Белозерова:
— Семьи получили квалифицированную поддержку, а дети каждый день раскрывали свой потенциал. Анализ поведения, проведенный специалистом из Челябинска, сгладить острые углы и показал, над чем работать дальше и в каком направлении двигаться.
Римма Фазылова:
—Мы многому научились. Очень надеемся следующим летом вновь поучаствовать в этом замечательном проекте!