5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах.
С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. В августе 1698 года на следующий день после прибытия из-за границы 26-летний царь Петр Алексеевич собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, от их солидности и суровости не осталось и следа.
Новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали; были и такие, кто, расставшись с бородой, кончал жизнь самоубийством. Ведь считалось, что бритье бороды — грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях Петра бояре усматривали покушение на устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.
В связи с этим Петр I установил налог на бороды, дабы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон — бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды.
Согласно указу 1705 года все мужское население страны за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы.
Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов — по 100 рублей в год; с посадских людей — по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей — по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по одной копейке «с бороды».