Прошло три месяца, как Григорий Тонких исполняет обязанности главы Миасского городского округа. Что удалось сделать за этот небольшой срок и какие задачи предстоит решить в случае избрания мэром?
С чем связаны кадровые перестановки в мэрии и кто пополнит команду градоначальника? Как строится взаимодействие с Собранием депутатов? Откуда пошли слухи о том, что «Расчетный центр» является «личным кошельком» и. о. главы? На эти и другие вопросы Григорий Тонких ответил в эксклюзивном интервью «Миасскому рабочему».
Кто кого уговаривал?
— Григорий Михайлович, что двигало вами три с половиной месяца назад, когда согласились на уговоры коллегдепутатов занять должность исполняющего обязанности главы Миасского округа?
— Скорее не коллеги-депутаты меня уговаривали, а я их (улыбается — ред.) Мы все прекрасно понимали, чем дело кончится. Еще за две недели до 15 мая, когда на внеочередной сессии Собрания депутатов был назначен исполняющим обязанности главы МГО, я подошел к председателю Собрания Евгению Степовику и сказал, что ухожу на предприятии «ЭнСер» в отпуск и готов временно исполнять обязанности главы. Мою кандидатуру озвучили в области, с ней согласились, затем было закрытое совещание в Собрании, на котором некоторые коллеги спрашивали, смогу ли я работать на этой должности. Я ответил: разберемся, вникнем в процессы, тем более что у меня кроме энергетического образования есть второе — окончил в Москве бизнесшколу, имею диплом по администрированию.
А двигало мной желание показать, что в Миассе есть люди, которые в трудный момент могут взять на себя управление городом, показать, что мы не выпадаем на неопределенный срок из процесса. А потом сказать всем спасибо и вернуться на производство, тем более что на предприятии «ЭнСер» были определенные предложения по кадровому резерву. Но теперь втянулся и понимаю, что могу и хочу навести порядок в городе, причем не только внешний, связанный с благоустройством и подстриженными газонами. Прежде всего нужно выстроить систему управления городом так, чтобы чиновники четко понимали, чем занимаются, и не путали личные интересы с муниципальными.
Фундамент — своими руками
— А сколько длится ваш рабочий день?
— Полвосьмого утра я уже на работе, освобождаюсь полседьмого вечера. А в первые дни уходил с работы в восемь-девять часов. В общем, рабочий день — 12-13 часов. В выходные стараюсь быть дома, поэтому в пятницу, пока не разгребу все дела, не ухожу. Поначалу жене вроде даже весело было, а сейчас смотрит на меня так внимательно… Не ожидала она такого: нет меня дома,и все. Я вообще-то в отпуск пошел, чтобы строительством дома заниматься. В прошлом году своими руками фундамент сделал, думал, в этом году дом построю, но не получилось. Сейчас жена занимается стройкой.
— Год назад, наверное, и не думали об этой стезе?
— В 2015 году, когда во второй раз избрался депутатом, область на меня внимание обратила. Два месяца по дватри раза в неделю ездил на курсы повышения квалификации при правительстве Челябинской области, организованные для подготовки кадрового резерва на замещение вакантных должностей руководителей муниципальных образований. Тогда у меня и возникла мысль о том, что можно попробовать свои силы в этом направлении. Но когда летом этого года стало ясно, что кандидат от области на выборах главы Миасса определен, были беседы в Челябинске, где мне сказали: пока рановато, время придет — посмотрим.
Вариант один — работать!
— После вашего прихода начались кадровые изменения в администрации, что вполне понятно и оправданно. Но, кроме того, что ушел ряд людей, максимально приближенных к прежнему главе, меняются и другие. Какими качествами, на ваш взгляд, работник администрации среднего звена и выше должен обладать безусловно и какими — желательно?
— Первое — быть компетентным в своем направлении. Речь идет прежде всего о должностях, связанных с юридическими вопросами и со знанием правовых норм в части земли и имущества. Понятно, чтобы работать ведущим специалистом, например, в земельном комитете, готовить разрешения на использование земельных участков, нужно обладать определенными знаниями и компетенциями.
Второе — необходимо быть стрессоустойчивым и работоспособным, потому что тот объем информации, который приходится пропускать через себя, достаточно велик. Я сам за день просматриваю порядка восьмидесяти толстенных папок, то же самое — мои заместители. При этом рабочий день руководителей длится до 12 часов.
И третье — нужно желание что-то поменять и трудиться. Работник должен держаться за рабочее место, а некоторые считают: день прошел — и ладно. Такого отношения быть не должно, тем более что муниципальная служба подразумевает управление, взаимодействие с другими органами власти,
с жителями.
— Все ли сотрудники администрации соответствуют этим требованиям?
— Многие из тех, кто не соответствует, уже ушли. Уволились и заместители по нескольким направлениям, у которых контракты были привязаны к конкретному главе. Из старой команды остались два заместителя главы — Александр Качёв и Наталья Мурзина. У первого муниципальный стаж 20 лет. На данный момент никто лучше Качёва не владеет ситуацией по ЖКХ, по всем проблемам, которые были за последние годы. Возможно, кто-то им недоволен, но не все зависит только от Качёва. Большую часть решений в любом случае принимает глава, а вот подготовить их должен первый заместитель. Направление по работе с землей и имуществом, которое курирует Наталья Мурзина, для меня абсолютно новое, и расставаться с прежними руководителями, «заводить» сюда новых людей, которые и сами пока не разобрались в процессе, было очень рискованно.
Сменился начальник финансового управления, но это связано с уходом на пенсию Любови Батутиной, не более того. Также на заслуженный отдых ушел главный архитектор Сергей Дербенцев, отработавший на муниципальной службе 30 лет. Сейчас ищем человека на эту позицию.
Отмечу еще и такой момент: за все это время, за редким исключением, новых людей в администрацию я не привел. Большинство работающих сейчас — это сотрудники, которые трудились здесь и раньше.
Они выполняли рутинную работу, а вот управляли ими люди, которые не вполне понимали специфику того или иного направления. Поэтому если у нас будет возможность продвинуть тех специалистов, которые работают в администрации, мы с радостью это сделаем. Я уже сейчас вижу, что ряду сотрудников вполне по силам вести целые направления.
— А кто из людей «со стороны» в ближайшее время может пополнить вашу команду?
— С понедельника должность заместителя главы по соцвопросам занимает Валентин Вертипрахов, который, думаю, в особом представлении не нуждается. Пока — на время исполнения мной обязанностей главы, но если мне удастся победить в конкурсе и Собрание меня изберет, то Валентин Михайлович продолжит работу в этом направлении. Есть еще ряд людей, которые готовы прийти в администрацию до конкурса. Думаю, что соберутся специалисты из разных сфер, в том числе работники промышленных предприятий.
— Удалось уже в новом статусе пообщаться с руководителями крупных предприятий?
— Да, я переговорил с несколькими влиятельными в сфере бизнеса людьми, они высказали мне свои предложения, ктото уже сейчас готов предоставить для работы в администрации специалистов. Пообщался с руководителями крупных предприятий.
Всех интересует не фамилия главы округа, а возможность сотрудничества между предприятиями и городом, прямого диалога между сотрудниками предприятий и администрации.
Против течения
— Сейчас уже поутихли слухи насчет того, что «Расчетный центр» — это «личный кошелек» Тонких, что жена там «рулит»?
— Фамилия Тонких редкая, поэтому, где она возникает, там якобы мои интересы. Супруга много лет, еще до моего нового назначения, работала в «Расчетном центре». С должности, которую она занимала, невозможно было «рулить» финансовыми потоками. Жена ушла в отпуск с последующим увольнением, 2 июля был ее последний рабочий день в МУПе.
— Откуда пошли все эти слухи, как вы думаете?
— Кому-то надо было хоть чтото сказать. Многие сейчас ищут во всех постановлениях, которые я подписываю, скрытый смысл, какойто умысел. Думаю, все это происходит изза боязни людей, что изменится сама система управления городом.
А ее на самом деле нужно менять! В том, что сейчас мы имеем множество муниципальных долгов и нерешенных задач, виноваты не отдельные личности, а система, выстраиваемая годами. Понятно, что плыть против течения всегда очень сложно, гораздо проще и спокойнее подстроиться и получить от этого
определенную выгоду.
Кстати, 16 августа я назначил нового директора МУП «Расчетный центр» Елизавету Богомолову, бывшего главного бухгалтера МФЦ. Сейчас она входит в курс дела, и ее, как и меня, многое там удивляет. Почему-то при прежнем руководстве «Расчетный центр» считался чисто коммерческой организацией, хотя это прежде всего муниципальное унитарное предприятие, которое выполняет задачи, поставленные главой округа и администрацией. Да и в мэрии есть ряд людей, трудоустроенных сюда для того, чтобы решить свои проблемы: работа не велась, зато определенные личные задачи решались. Подобные сотрудники уже и сами увольняются, и мы с таким подходом к работе безжалостно боремся.
— А как, на ваш взгляд, должна строиться деятельность муниципальных служб?
— Хорошо в этом плане работает многофункциональный центр, который с недавних пор возглавляет Ольга Гассельбах. Я в должности и. о. главы с мая, за это время мы утвердили регламенты получения услуг, что должно было быть сделано еще в конце прошлого года. Причем не все еще утвердили. Думаю, что в ближайшие месяц-два мы все процессы опишем. Все регламенты должны быть опубликованы на официальном сайте, где любой гражданин, который хочет получить определенную услугу, сможет нажать кнопку и увидеть, к кому нужно обратиться, что принести, когда он получит результат. Таким должен быть подход всех муниципальных служб: не жители для нас, а мы работаем для жителей.
Никаких «своих»!
— За три месяца успели почувствовать, что можно реально изменить систему, навести порядок в городе? Чтото уже получается?
— Мы делаем первые шаги, чтобы рядовые работники поняли, что от них хотят в части выстраивания системы управления. Раньше как было: приходят бумаги, они сортируются, часть уходит к главе, часть — к замам, часть —
у руководителя аппарата. После сортировки смотрят: вот это нам интересно — денежный вопрос, это от жителей — отпишите и забудьте, с этим мы поразбираемся… И начинается движение документа,
а они занимаются своими делами. Вот этого «своими делами» здесь быть вообще не должно в принципе, потому что если предприниматель — депутат или простой фермер — написал о том, что он хочет получить определенную услугу, это и нужно рассматривать, как предоставление определенной услуги. У нас руководители почемуто считали, что это у них разрешения должны спрашивать, чтобы чтото сделать. Не должно быть такого, никто не должен спрашивать разрешения у главы, подавать ему заявление или нет. Житель изъявил желание чтото сделать — нужно отработать, если есть какието основания отказать, их необходимо грамотно обосновывать.
— Вы в первое время выступали в роли МЧСника, тушащего пожары. А сейчас получается хоть немного заглянуть в стратегию? Реально начать заниматься тем, чем должен заниматься глава, — выстроить схемы, механизмы, чтобы результат зависел не от конкретных людей и их настроения?
— Поначалу вообще не было на это времени, сейчас понемногу появляется. Начинаем подготовку к бюджету следующего года. Согласовали принципиальные цифры с областными министерствами. В рамках бюджетных показателей выстраиваем конкретный ряд мероприятий. Думаю, в сентябре к этому процессу подключится Собрание депутатов, начнем на комиссиях выдавать свои предложения, учитывая ошибки предыдущего года, когда ряд запланированных, финансово поддержанных и утвержденных в бюджете мероприятий оказался непроработанным. Это касается ливневок, котельной на площади Революции, газопровода в Сыростане и многого другого.
Только один пример. В 2012 году на сессии Собрания принимали газопровод в Сыростане. Последние 4,5 миллиона город заплатил в августе и плюсом еще два миллиона штрафов и пени за неисполнение решений. И хотя в бюджете этого года есть строчка на обслуживание газопровода, договора не было. Начали выяснять причину — оказалось, надо было подготовить несколько документов, провести межевание, поставить его на учет. В итоге все, что не делалось с 2012 года, мы сделали за 2,5 месяца, к сентябрю подпишем договор. И подобное — сплошь и рядом.
Пора засучить рукава
— И еще о Собрании. Как вы считаете, реально ли наладить конструктивное взаимодействие с депутатами, или глава обречен все время находиться в заложниках у местного парламента?
— Думаю, все реально сделать, но для этого у депутатов и главы должны быть одинаковые цели и четкие правила игры. Недоговоренности, недопонимание иногда почемуто переходят во вражду — этого допускать нельзя. И, безусловно, надо положить конец делению на «своих» и «чужих»!
А чтобы понять, что люди хотят, нужно просто лично пообщаться и выполнить те обязательства, которые на себя взял. Я много не обещаю, но если чтото сказал, стараюсь это сделать. Так что выстроить диалог с Собранием можно. Если у депутата цель — благоустроить свой избирательный округ, я ему в этом помогу, если с участием бизнеса привести деньги в городской бюджет — это только приветствуется. Все можно наладить, и с депутатами найти общий язык. Надеюсь, что народные избранники осознают, что мы отработали уже три года из пяти лет, на которые выбран нынешний состав Собрания, а сделано за это время очень мало. Пора засучить рукава и сообща браться за решение проблем округа!
Если у депутата цель — благоустроить свой округ, я ему в этом помогу, если с участием бизнеса привести деньги в городской бюджет — это только приветствуется.
Житель изъявил желание что-то сделать — нужно отработать, если есть какие-то основания отказать, их необходимо грамотно обосновывать.
Работник должен держаться за рабочее место, а некоторые считают: день прошел — и ладно. Такого отношения быть не должно!..
Наша справка:
Григорий Михайлович Тонких.
Родился 15. 01. 1973 г. в Миассе. Женат, воспитывает сына и дочь.
В 2005 г. окончил Южно-Уральский государственный университет по специальности «электрические станции»;
в 1998 г. начал трудовую деятельность на Уральском автомобильном заводе на ТЭЦ в должности электромонтера по обслуживанию электрооборудования электростанций;
с 2000 по 2004 гг. — начальник смены станции ТЭЦ;
с 2004 по 2007 гг. — начальник производственно-технического отдела ТЭЦ;
с 2007 по 2010 гг. — главный инженер ТЭЦ;
с 2010 г. по настоящее время — начальник ТЭЦ АО «ЭнСер»;
в 2012 г. окончил МГУ им. Ломоносова, факультет Высшая школа бизнеса
по программе «Деловое администрирование, МВА — производственные системы».
Присвоенная квалификация: «мастер делового администрирования — Master of Business Administration (MBA)»;
в 2015 г. прошел обучение по подготовке кадрового резерва глав муниципальных образований при правительстве Челябинской области;
состоит в кадровом резерве En+ Group на должность генерального директора АО «ЭнСер»;
с 2011 по 2015 гг. являлся председателем наблюдательного совета МАОУ «СОШ № 21».
Дважды был избран в Собрание депутатов МГО.
Действующий депутат Собрания депутатов Миасского городского округа, заместитель председателя Собрания, работает в постоянной комиссии по городскому хозяйству.