В этом году 100 лет исполнилось советской пожарной охране, заложившей основные принципы и пути развития сегодняшней службы. Как в Миассе зарождалась команда борцов с огнем,и какой она стала сегодня?
С ведром на лошади
Официальным годом образования пожарной охраны в Миассе считается 1904 — й. В это время в России уже создали первую пожарную машину, но в маленьком поселении о ней и мечтать не могли. В арсенале 160 огнеборцев, представляющих собой добровольцев «вольнаго императорскаго пожарнаго общества», были лишь бочки на летних и зимних ходах, ручной насос, лестницы, черпаки и ведра, а также топоры, багры, вилы и ухваты. На пожар выезжали на лошадях, загружая инструменты на телегу, подкатывая бочки с водой к месту возгорания. Тушили, качая воду ручным насосом, таская ведрами, — справиться с пылающим пламенем тогда было очень нелегко.
Вначале 20-го века миасские огнеборцы приезжали на пожар на лошадях, привозя на телеге все необходимое оборудование для тушения. (На фото — миасское вольное пожарное общество, 1916 год)
Первая техника
Только спустя почти полвека, в 1940 году, при Авиабомбовом заводе № 316, который строился на месте сегодняшнего завода «Урал», организовали профессиональную пожарновахтерскую команду. Располагалась она в деревянном сарае неподалеку от строительной площадки. В самом начале вооружение пожарных не особо отличалось от прежнего, но в марте 1941 года команде был выделен грузовой автомобиль, на который огнеборцы своими силами установили цистерну и прицепную мотопомпу. Работа пожарных стала более организованной.
С началом Великой Отечественной войны в Миасс был эвакуирован Московский авто — моторостроительный завод им. И. В. Сталина, ныне — АЗ «Урал». Вместе с ним отделом пожарной охраны УНКВД Челябинской области в Миасс был командирован военизированный личный состав для охраны строящегося объекта. Прибыла из Челябинска и техника с полным пожарнотехническим вооружением и снаряжением. Огнеборцев и технику разместили в помещении старого сарая.
Завод строился, постепенно разрастался и город. Появилась необходимость расширения штатной численности пожарной команды. В связи с этим в 1945 году началось строительство нового пожарного депо (сегодня оно известно как ПЧ № 16), которое ознаменовало начало появления цивилизованных пожарных частей в Миассе.
Когда — то отечественные пожарные машины имели на борту бак первой помощи, вместительностью 146 литров (на фото — ПЧ №16, 1950-е годы)
На защиту города
В настоящий момент в Миассе шесть пожарных частей с общей штатной численностью 232 человека. Но за охрану Миасса отвечают только две пожарно — спасательные части: № 29, расположенная у площади Труда (выезжающая на пожары в старую часть города и близлежащие поселки), и № 47 — на Тургоякском шоссе (отвечающая за центр, машгородок и находящиеся поблизости поселки и села). В штате частей 74 огнеборца.
Остальные отделения являются объектными, т. е. следят за безопасностью конкретного предприятия: пожарная часть №1 и № 2, располагающиеся на улице Ильмен — Тау и Тургоякском шоссе (за ГРЦ им. академика В. П. Макеева), соответственно; № 16 — на Предзаводской — за АЗ «Урал»; пожарная часть № 26 — в поселке Ленинске — за ЛПДС «Ленинск» (АО «ТранснефтьУрал»). Приходят они на помощь и при городских пожарах.
Пожарные сегодня
Сегодня огнеборцы работают в комфортных условиях. Так, в пожарной части № 47 все сделано таким образом, чтобы сотрудники как можно быстрее могли отправиться на вызов. Здесь есть необходимое не только для работы, как, к примеру, учебные классы и современное оборудование (дыхательные аппараты, противогазы и т. д.), но и для жизни вообще — комнаты отдыха, кухня.
Чтобы миасские огнеборцы поддерживали себя в хорошей физической форме, прямо в части оборудован тренажерный зал, спортивные площадки для занятий на свежем воздухе. А еще термокомната: температура воздуха в ней высокая, но ведь пожарный должен уметь работать в тяжелых условиях.
День пожарного начинается с пересменки. Выстроившись в колонну друг напротив друга, служащие выслушивают доклад от начальника части о статистике пожаров. После чего заступающая смена проверяет готовность пожарных машин. Если нет нареканий, старшие двух смен отчитываются перед начальником части о сдаче и принятии поста.
Большую часть времени, свободного от тушения пожаров, огнеборцы проводят в учебном классе, освежая в памяти теоретические основы профессии, а раз в месяц отрабатывают практические навыки на свежем воздухе и в термокомнате. Вечером пожарные играют в спортивные игры или упражняются в тренажерном зале.
Чем бы огнеборец не занимался, когда звенит сирена, он мгновенно устремляется к гаражному отделению, по пути надев защитную форму.
К главному фото: Утро пожарного начинается с пересменки: отряды выстраиваются друг напротив друга и выслушивают распоряжение начальника части.
Раз в месяц пожарные проверяют себя на выносливость и отрабатывают практические навыки спасателей.
Полный комплект
Безусловно, претерпел изменения и арсенал пожарного. Так, в ПСЧ № 47 около десятка единиц современной пожарной техники. Одним из первых снабженцев стал автомобильный завод «Урал», который передал в пользование части пожарные машины на базе «Урал375».
Сегодня на балансе 47й — центральной — ПСЧ находится основная пожарная техника Миасского округа (некоторые машины —
в единственном экземпляре): пожарные автоцистерны на базе «Уралов» (трехшестикубовые) и «КамАЗа»; автомобиль пожарный рукавный «КамАЗ»; пожарный автоподъемник на базе «КамАЗа», предназначенный для работ на высоте; пожарная насосная станция на шасси «Урал» — для тушения огня в местах отсутствия водопровода; автолестница на шасси автомобилей
«ЗИЛ» и «Урал».
— Машины всегда находятся в состоянии готовности, — рассказывает начальник ПСЧ № 47, подполковник внутренней службы Андрей Абабков, — Каждое утро при пересменке их проверяют на исправность и работоспособность. После выезда технику приводят в должное состояние, производят техническое обслуживание. В гараже поддерживается постоянная температура воздуха, чтобы мотор не остывал, что
позволяет мгновенно завести машину и отправиться
на вызов.
Всего в ПСЧ № 47 восемь единиц техники. Самой старой пожарной машине — автоцистерне «Урал» — около тринадцати лет, самой новой — автоцистерне «КамАЗ» — два года. Техника обновляется примерно раз в год.
Возле телефона круглосуточно дежурит диспетчер, который мгновенно сигнализирует команде
о необходимости выезда на пожар.
Годы в огне
Служба у пожарного очень ответственная, ведь нередко от него зависит жизнь человека. Огромное волнение, рассказывают бывалые огнеборцы, присутствует, когда приезжаешь на вызов в первый раз. Этот момент остается в памяти надолго. Всю жизнь помнишь и о крупных пожарищах.
Старшие смен ежедневно собираются в кабинете у начальника части для подписания соответствующих документов о сдаче и принятии поста.
Рассказывает Марат Муллагалиев, пожарный (в 2014 году — «Лучший пожарный МЧС России»): «Первый свой выезд на пожар помню, как вчера. Это было возгорание вагончика — бытовки для рабочих на золотых приисках. Скажу откровенно, когда я увидел открытый огонь, было страшно поначалу. Это потом приходит спокойствие и уверенность, а на первых выездах сильное волнение присутствовало. Тогда мы быстро потушили возгорание, из людей никто не пострадал, а я прошел свое боевое крещение. Одним из самых сложных пожаров для меня был пожар молочного комбината в 1991 году. Объект был крупный, сложной планировки. Площадь возгорания была большая. Пламя мгновенно распространялось. Техника подъехала быстро, точно были распределены силы и средства. Все это позволило в кратчайшие сроки потушить огонь».
До сих пор служащие 47-й пожарной части вспоминают крупный пожар на Карабашском медеплавильном заводе 27 мая
2015 года. Тогда в здании горели пластиковые контейнеры, внутри которых находилось новое оборудование.
Отпечаток в памяти остался и от недавнего (в мае этого года) возгорания на рынке «Народный». Пламя распространялось с огромной скоростью, уничтожая все на своем пути. Сгорело два цеха.
Несмотря на опасность и чрезмерную ответственность, ни один из тех, кто служит пожарным сегодня, не променял бы свою профессию на какуюто другую. Случайных в этом деле точно нет, уверены миасские огнеборцы.
— Работа эта — для смелых, сильных духом людей. Ведь приходится сталкиваться с разными ситуациями, поэтому слабый тут просто не выдержит, — резюмирует старший смены ПСЧ № 47 Андрей Демин.
Каждый пожарный в команде знает свои обязанности, и, приехав на место вызова, без лишних вопросов их выполняет.