В этом году 100 лет исполнилось советской пожарной охране, заложившей основные принципы и пути развития сегодняшней службы. Как в Миассе зарождалась команда борцов с огнем,и какой она стала сегодня?
С ведром на лошади
Официальным годом образования пожарной охраны в Миассе считается 1904 — й. В это время в России уже создали первую пожарную машину, но в маленьком поселении о ней и мечтать не могли. В арсенале 160 огнеборцев, представляющих собой добровольцев «вольнаго императорскаго пожарнаго общества», были лишь бочки на летних и зимних ходах, ручной насос, лестницы, черпаки и ведра, а также топоры, багры, вилы и ухваты. На пожар выезжали на лошадях, загружая инструменты на телегу, подкатывая бочки с водой к месту возгорания. Тушили, качая воду ручным насосом, таская ведрами, — справиться с пылающим пламенем тогда было очень нелегко.
Вначале 20-го века миасские огнеборцы приезжали на пожар на лошадях, привозя на телеге все необходимое оборудование для тушения. (На фото — миасское вольное пожарное общество, 1916 год)
Первая техника
Только спустя почти полвека, в 1940 году, при Авиабомбовом заводе № 316, который строился на месте сегодняшнего завода «Урал», организовали профессиональную пожарновахтерскую команду. Располагалась она в деревянном сарае неподалеку от строительной площадки. В самом начале вооружение пожарных не особо отличалось от прежнего, но в марте 1941 года команде был выделен грузовой автомобиль, на который огнеборцы своими силами установили цистерну и прицепную мотопомпу. Работа пожарных стала более организованной.
С началом Великой Отечественной войны в Миасс был эвакуирован Московский авто — моторостроительный завод им. И. В. Сталина, ныне — АЗ «Урал». Вместе с ним отделом пожарной охраны УНКВД Челябинской области в Миасс был командирован военизированный личный состав для охраны строящегося объекта. Прибыла из Челябинска и техника с полным пожарнотехническим вооружением и снаряжением. Огнеборцев и технику разместили в помещении старого сарая.
Завод строился, постепенно разрастался и город. Появилась необходимость расширения штатной численности пожарной команды. В связи с этим в 1945 году началось строительство нового пожарного депо (сегодня оно известно как ПЧ № 16), которое ознаменовало начало появления цивилизованных пожарных частей в Миассе.
Когда — то отечественные пожарные машины имели на борту бак первой помощи, вместительностью 146 литров (на фото — ПЧ №16, 1950-е годы)
На защиту города
В настоящий момент в Миассе шесть пожарных частей с общей штатной численностью 232 человека. Но за охрану Миасса отвечают только две пожарно — спасательные части: № 29, расположенная у площади Труда (выезжающая на пожары в старую часть города и близлежащие поселки), и № 47 — на Тургоякском шоссе (отвечающая за центр, машгородок и находящиеся поблизости поселки и села). В штате частей 74 огнеборца.
Остальные отделения являются объектными, т. е. следят за безопасностью конкретного предприятия: пожарная часть №1 и № 2, располагающиеся на улице Ильмен — Тау и Тургоякском шоссе (за ГРЦ им. академика В. П. Макеева), соответственно; № 16 — на Предзаводской — за АЗ «Урал»; пожарная часть № 26 — в поселке Ленинске — за ЛПДС «Ленинск» (АО «ТранснефтьУрал»). Приходят они на помощь и при городских пожарах.
Пожарные сегодня
Сегодня огнеборцы работают в комфортных условиях. Так, в пожарной части № 47 все сделано таким образом, чтобы сотрудники как можно быстрее могли отправиться на вызов. Здесь есть необходимое не только для работы, как, к примеру, учебные классы и современное оборудование (дыхательные аппараты, противогазы и т. д.), но и для жизни вообще — комнаты отдыха, кухня.
Чтобы миасские огнеборцы поддерживали себя в хорошей физической форме, прямо в части оборудован тренажерный зал, спортивные площадки для занятий на свежем воздухе. А еще термокомната: температура воздуха в ней высокая, но ведь пожарный должен уметь работать в тяжелых условиях.
День пожарного начинается с пересменки. Выстроившись в колонну друг напротив друга, служащие выслушивают доклад от начальника части о статистике пожаров. После чего заступающая смена проверяет готовность пожарных машин. Если нет нареканий, старшие двух смен отчитываются перед начальником части о сдаче и принятии поста.
Большую часть времени, свободного от тушения пожаров, огнеборцы проводят в учебном классе, освежая в памяти теоретические основы профессии, а раз в месяц отрабатывают практические навыки на свежем воздухе и в термокомнате. Вечером пожарные играют в спортивные игры или упражняются в тренажерном зале.
Чем бы огнеборец не занимался, когда звенит сирена, он мгновенно устремляется к гаражному отделению, по пути надев защитную форму.
К главному фото: Утро пожарного начинается с пересменки: отряды выстраиваются друг напротив друга и выслушивают распоряжение начальника части.