Пожилая пассажирка такси, проезжая мимо предприятия «Миассмебель», вдруг спросила молодого водителя: «А вы знаете, что во время войны здесь выпускали авиабомбы?..» Тот от неожиданности поперхнулся, помотал головой: «Первый раз слышу…»
И с уважением посмотрел на сидевшую рядом бабушку, — ведь и ее слабыми руками (а в те годы женщина была совсем еще ребенком) ковалась Победа.
«Завод № 611 называли «рыжим», — пассажирка усмехнулась своим мыслям, — потому что у всех у нас волосы были рыжими от селитры, которая была составной частью «начинки» снарядов»… И женщина замолчала, погрузившись в тяжелые, но дорогие сердцу воспоминания…
Вперед, на Урал!
Привычный ход провинциальной жизни в Золотой долине нарушила Великая Отечественная война, резко изменившая промышленный облик южноуральских городов. Масштабная эвакуация предприятий на Урал стала своего рода новым индустриальным прорывом, совершенным в кратчайшие сроки и в неимоверно тяжелых условиях.
На территории Челябинской области в 194142 годах разместилось свыше 200 эвакуированных предприятий. Некоторые из них обосновались в Миассе…
Завод № 316 (АЗ «Урал»)
Московский автозавод имени Сталина (ЗИС) разместился на площадке военного завода N 316, заложенного еще 1939 году, и первоначально занимался производством двигателей, коробок передач и задних мостов, которые поставлялись в Москву
и Ульяновск.
Работать начинали в еще недостроенных цехах. Две тысячи станков доставили вручную волоком. Темпы стройки были невиданными: инструментальный цех построили за 21 день, здание электростанции — за семь. Первый уральский двигатель и коробка передач были выпущены в апреле 1942го. В феврале 1943го. завод был преобразован в автомобильный, а 8 июля 1944 года с конвейера сошел первый автомобиль «ЗиС5В».
О том, как все начиналось, вспоминает эвакуированный из Москвы инженер Виктор Шепель :
«12 декабря прибыли на станцию Миасс. На жительство распределили в село Сыростан — 24 км от строительства будущего автозавода.
Мне поручили учет прибывшего и прибывающего оборудования. При морозах минус 50 и более приходилось в худой одежонке снимать наледь с инвентарных номеров и заносить в журнал. Работали сутки, двое отдыхали, но отдых был условным.
Для доставки к месту ночлега выделили пять маломощных «ЗиС3». Попасть в них было сложно. Но даже «счастливчики» в большинстве случаев до Сыростана не доезжали. Зима была снежной. Через полкилометра перегруженная машина начинала буксовать. Мы вылезали из коробки, вытаскивали машину, снова загружались, а через 200300 метров все начиналось сначала.
Отъехав в шесть часов вечера, приезжали в Сыростан в шесть часов утра, измученные до потери сознания. Замертво валились на кровать, но выспаться не удавалось. Через 56 часов будил хозяин и напоминал, что пора колоть дрова. Шли в лес, пилили, рубили, складывали, чистили двор… А на следующий день к 16 часам уже надо было снова отправляться на завод на сутки.
Сложно было с питанием. Единственная столовая, где кормили по талонам, в меню имела: 1е блюдо — так называемая «баланда» (вода, заправленная мукой): 23 небольших картофелины и чайная ложка жира; 2е блюдо — «затируха» (жидкая мука с чайной ложкой жира); на третье иногда давали стакан подслащенного чая.
Но мы не роптали, зная, что на фронте еще тяжелее. И все же умирали люди и в тылу. На моих глазах рабочий, отоваривший в столовой хлеб по карточке за три дня, с жадностью съел больше половины буханки, вышел на улицу, упал и скончался от заворота кишок.
Некоторые пытались сбежать со строительства на фронт, мотивируя тем, что «если убьют — так убьют, зато от голода там не умрешь». Однако военкомат возвращал их обратно, ибо фронт остро нуждался в технике».
Завод № 611
Завод № 611 прибыл из Сталино (Донецк) и занял механические мастерские треста «Миассзолото». К ним пристроили помещения со стенами метровой толщины, чтобы там заряжать взрывчаткой нутро авиабомб, артиллерийских снарядов и подводных мин.
Три небольших здания, маленькая парокотельная и два паровоза на путях, которые подавали пар для работы оборудования, — вот и все технологическое оснащение, хотя снарядное производство считалось одним из самых сложных, требовало большой осторожности и филигранной точности.
По воспоминаниям Альберта Васильевича Терского, первый снаряд, выпущенный заводом в феврале 1942 года, был 152 калибра и предназначался для разрушения дзотов. Позже начали производить 122миллиметровые снаряды, затем авиабомбы. Каждая бомба весила по 120150 кг, у каждой «крутилось» по десятку молоденьких ребят и девушек, потому что механизации не было никакой.
«За 12часовой рабочий день выпускали 200 снарядов, если выходило больше (290300 — стахановская норма), то рабочим полагалось дополнительное питание, — рассказывал Терский. — Дисциплина на предприятии была военной, за нарушение правил внутреннего распорядка сажали на гауптвахту (от трех до десяти дней), где провинившихся оставляли без горячей пищи, давали только хлеб с кипятком. Хлеба рабочим давали по 400800 г, причем такого, что если сожмешь — получается тесто. Весной 1944 года Миасс получил помощь от странсоюзников: по одной банке американской тушенки, яичный порошок, бараний жир, полкило сахара на человека. Если карточки терялись, то на заводе № 611 выписывали казеиновый клей, который по особому рецепту готовили, сдабривали сахаром и ели».
По воспоминаниям Афанасия Афанасьевича Алымова, испытывали продукцию за Сыростаном — стреляли с одной сопки на другую: «Я был там один раз — настоящая военная канонада. Из партии снарядов военпред наугад выбирал одиндва, их везли на полигон, стреляли. Малейшее замечание – и всю партию (1000 штук) возвращали на доработку. Ктото подсчитал, что если выстроить все снаряды, изготовленные на 611м, в один ряд, то хватило бы до Москвы…»
Завод № 657 («МиассЭлектроАппарат»)
Почти одновременно с автозаводом из столицы в Миасс эвакуировали цеха Московского завода «Динамо». Уже 15 января 1942-го динамовцы выпустили первую продукцию для фронта (моторы для авиационной и танковой промышленности).
Мастер 1-го цеха Николай Иванович Лупанов вспоминал: «В смене были одни подростки. В обеденный перерыв они забивались по углам и сразу засыпали. Стоило больших трудов разыскать их, разбудить и заставить работать после сна. (…) Нужда в рабочих была очень велика, а где их взять?.. Брали иногда и из детского дома…»
«Меня, детдомовскую, — рассказывала сверловщица Анастасия Панькова (Кунгурцева), — подвели к фрезерному станку. Он мне показался таким громадным, что страшно стало. Показали, за какую ручку надо крутить, чтобы двигался стол, а я до ручки дотянуться не могу. Принесли подставку, я взобралась на нее, достала до ручки, и ручка послушно завертелась. Научили зажимать деталь, показали, как подводить деталь под фрезу. И начала я делать простые операции, которые мне казались самыми важными…»
«Мы, мальчишки, успевали везде, все надо было видеть своими глазами, — вспоминал токарь, орденоносец Николай Курепин. — Работали почти на износ. О болячках забывали. Поспать бы вволю — и то радость. Случалось, отработаешь 11-16 часов, а в проходной вахтер объявляет: «Приказано вернуться обратно! Получили сверхплановую комплектацию деталей, срок сдачи приборов — немедленно!» Бывало, работали, не выходя из цеха, по двое суток подряд, для отдыха давали два часа на сон. Как же тяжело было потом проснуться! Чтобы прогнать поскорее сон, старшие товарищи организовывали хоровое пение и пляску. Исполняли они это с таким азартом и шумом, что, кажется, мертвый и тот встал бы…».
Во время войны завод выпускал кеноны для самолетов и электрооборудование для танков на ЧТЗ. В 1942 году завод в Миассе переименовали в завод № 657. Сейчас это ОАО «МиассЭлектроАппарат».
МИЗ. «Черные ножи»
Меньше известен в Миассе завод № 375, эвакуированный из Москвы, который располагался на улице Ленина и производил искусственные заменители алмазов для шлифовки стволов орудий.
Продукцию для фронта выпускали и местные предприятия: тальковая фабрика, трест «Миассзолото», леспромхоз, Сыростанский мраморный карьер, напилочный завод.
С Миасским инструментальным (напилочным) заводом связывают выпуск так называемых «черных ножей». До недавнего времени считалось, что их изготавливали только в Златоусте, но однажды кто-то дотошный обнаружил на рукоятке клеймо «МИЗ»…
«Черный нож» внешне не был чем-то особенным — клинок из златоустовской углеродистой легированной стали; гарда плоская, металлическая, вороненая; рукоять и ножны покрыты черным лаком; воронилась также арматура ножен (отсюда и название). Но ножи ценились за прочность и остроту лезвия и изначально предназначались для экипировки разведчиков и десантников.
А примечательны они тем, что такой нож получал в подарок каждый боец и каждый командир Уральского добровольческого танкового корпуса. В спецификации нож был обозначен как НА-40/43 (нож армейский), а не НР-40 (классический нож НР-40 — нож разведчика образца 40-го года).
На эту особенность в экипировке уральцев сразу обратила внимание немецкая разведка. Склонное к мистике руководство СС усмотрело в этом особый знак, расценивая изделие как колдовской дар, дающий обладателю ножа силу
и победу. Некоторые немцы даже боялись получить ранение таким ножом, будучи уверенными, что колдовское оружие отправит их прямиком в ад.
Не случайно 10-й Уральский добровольческий танковый корпус немцы
называли дивизией «черных ножей».
Кстати, в составе корпуса, созданного в 1943 году на средства трудящихся Челябинской, Свердловской и Пермской областей, воевали 67 миасцев.
На нужды фронта
Значительный вклад внесли обитатели Золотой долины в сбор средств на нужды фронта.
На вооружение Красной Армии было собрано шесть миллионов рублей.
На строительство танковой колонны «Советский старатель» — 9,65 килограммов золота и четыре миллиона рублей деньгами.
Для эскадрильи самолетов «Золото-платиновая промышленность» — один килограмм золота и один миллион 570 тысяч рублей деньгами».
Для подводной лодки «Челябинский комсомолец» — 5 530 рублей золотом.
Для танковой бригады имени Челябинского комсомола — 0,5 килограмма золота и 400 тысяч рублей деньгами.
Для танковой колонны «Челябинский колхозник» — четыре килограмма золота и 185 тысяч рублей деньгами.
Трест «Миассзолото» внес 65 килограммов драгоценных цветных металлов.
Школьники приняли активное участие в сборе средств на танк «Пионер» и три тысячи рублей сдали на строительство бронепоезда.
Миасцы собрали и отправили 12 вагонов индивидуальных подарков фронтовикам.
Фото предоставлено АЗ «Урал», школой № 13 и с сайтов kleinburd.ru, kids-x.ru.