Как же все-таки это замечательно — знать, что миасцы нас читают, да не просто читают, а переосмысливают прочитанное и торопятся дополнить его своими собственными воспоминаниями.Тему ипподрома, если помните, мы подняли после того, как на нашу публикацию откликнулся Николай Петрович Мальцев, племянник Евгения Пудовкина, некоторое время руководившего миасским ипподромом.
Круги по воде
И вот снова письмо на ту же тему от Н. М. Богомоловой. Получаются своего рода «круги по воде»: как от камня, брошенного в воду, во все стороны расходятся круги, так и наши статьи вызывают все новые и новые читательские отклики.
«Ваша газета рассказывала про ипподром, — пишет читательница. — Где он был до революции — не знаю… Во время войны ипподром находился за вторым заливом пруда. Я это точно знаю, так как там работал конюхом дядя моей подруги, Борис Васильевич Верин. Кони были эвакуированы с оккупированных территорий. Вместе с лошадьми приехали и директор, и ветеринары с семьями.
На ипподроме построили просторные, светлые конюшни, была беговая дорожка для тренировки и соревнований. Лошади были красавцы, племенные. Я сейчас не могу вспомнить их клички. Дядя Боря катал нас на дрожках.
Война кончилась, и коней увезли. А на этом месте были позже сады работников МНЗ. Но не потому закрыли ипподром, что там прошла железная дорога на Учалы. Железную дорогу строили лет на десять позже и намного дальше от пруда».
…Спасибо уважаемой Н.М. Богомоловой за ценные сведения. Со своей стороны, хотим сообщить, что и у нас за время, прошедшее после публикации материала «Где вы, где вы, мои рысаки?», тоже появилась новая информация, которой спешим поделиться с читателями.
Пудовкин-отец — наездник
Один из вопросов, на который мы с вами не смогли найти ответа, звучал примерно так: «Участвовал ли страстный любитель лошадей Иван Федорович Пудовкин в работе ипподрома, которым руководил его сын, и если да, то каким образом?»
Оказалось — да, участвовал. Он был наездником и выступал на соревнованиях, проводившихся на ипподроме.
В декабре 1948 года на городском пруду прошли рысистые соревнования и скачки, причем многочисленные зрители, несмотря на мороз, с нетерпением ждали последнего, восьмого заезда, где должны были помериться силами рысак Челябинской области Атлет и рекордистка миасского ипподрома, чемпионка области Жизнеопасная. Любопытно, что готовились посоревноваться в мастерстве не только лошади, но и их опытные наездники, отец и сын Пудовкины.
Так выглядела беговая качалка — специальный двухколесный экипаж, предназначенный для испытаний рысистых лошадей.
Сорвали заезд!
И вот что случилось… «Удар колокола возвестил о начале восьмого заезда, — писала местная газета от 8.12.1948 г. — Но в ту же секунду главный судья Новоселов, заметив неправильность старта, зазвонил отбой. Наездник Атлета
И. Ф. Пудовкин (отец) немедленно задержал лошадь в то время, как наездник Жизнеопасной Е. И. Пудовкин (сын) продолжал скакать, не обращая внимания на звонки судьи. Заезд был сорван.
На просьбы жителей повторить заезд судья ответил отказом. И в то время когда лошади снова выехали на старт, где место И.Ф. Пудовкина занял
т. Руднев, Новоселов, не объявив даже результатов соревнований, удалился. Тем временем Атлет и Жизнеопасная голова в голову прошли полкруга, затем Атлет вырвался вперед и пришел к финишу, оставив Жизнеопасную далеко позади. Не этого ли боялись главный судья Новоселов и наездники Пудовкины, сорвавшие восьмой заезд?..»
Безусловно, этот вопиющий случай не остался без обсуждения на президиуме Миасского горсовета, участники которого записали в протокол, что «по вине судейской коллегии и директора Пудовкина был сорван восьмой заезд лучших рысистых лошадей».
Ближе к городу
Еще один большой вопрос, также оставшийся без ответа: связана ли ликвидация ипподрома в Миассе со строительством железнодорожной ветки МиассУчалы?
Начнем издалека. В августе 1948 года (это предпоследний год директорства Евгения Пудовкина) члены исполкома Миасского горсовета обсудили не слишком удобное расположение ипподрома:
«В настоящее время ипподром находится на расстоянии пяти километров от города и связан с городом неблагоустроенной грунтовой дорогой, через которую прогоняют табуны скота, еще больше ухудшающие дорогу.
Учитывая необходимость приблизить ипподром к городу, исполком решает:
отвести участок для строительства ипподрома на свободной площади ремесленного училища № 26;
не позднее 1 сентября 1948 года представить на утверждение горисполкома технический проект строительства ипподрома. Без утверждения проекта строительство ипподрома не разрешается».
В апреле 1949 года исполком утвердил ориентировочную смету расходов по перенесению ипподрома в город и строительным работам первой очереди в сумме 165 тысяч рублей.
А что было дальше?.. Состоялся ли переезд ипподрома ближе к городу?.. Если нет, то почему?.. Архивные документы не дали ответа. Может быть, читатели смогут объяснить?..
Перенести или ликвидировать?
В апреле 1955 года, когда директором ипподрома был уже Илья Ксенофонтович Суханов, исполком, обсудив вопрос об отводе земель для строительства железнодорожной линии МиассУчалы, решил, что оставить ипподром на действующей площадке (в связи с расположением его в 3040 метрах от оси железной дороги) нецелесообразно, и что управление ЮУЖД обязано перенести хозяйство ипподрома на новое место.
«Одновременно, — читаем в протоколе, — для уменьшения стоимости работ по разработке скальных выемок предложить «УралГипроТрансу» перепроектировать трассу с расположением ее на территории ипподрома».
Казалось бы, волноваться не о чем: ипподром скоро переедеттаки на новое место, город не лишится любимого зрелища.
Но не тутто было. Через месяц исполком выносит следующее решение: «В связи с отсутствием в пределах городской черты площадки для размещения ипподрома, согласующейся с расположением трассы для ж/д линии МиассУчалы вокруг ипподрома, а также с невозможностью оставления ипподрома на существующей площадке, предыдущее решение исполкома о переносе ипподрома на новое место — отменить».
В начале мая 1956 года миасский ипподром прекратил свое существование…