Сегодня, 28 августа, — Успение, дожинки, складчины.
С давних времен Успение на Руси было праздником, знаменовавшим окончание жатвы.
Крестьянки выходили в поле, обвязывали последней соломой все серпы, потом катались по жнитве, приговаривая: «Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на пест, на колотило да на молотило и на криво веретено».
По старому общерусскому обычаю на поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, перевязывали их лентой — «завивали бороду» — и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Делалось это, чтобы вернуть земле силу, потраченную на выращивание урожая. Перевязанные колосья свивали в венок, пригибали его к земле и слегка присыпали землей; под эти стебли клали хлеб с солью, низко кланялись и скрепляли сделанное словами: «Батюшка, Илья-борода! Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!»
Последний сноп, именинный, наряжали в сарафан и кокошник и с песнями несли на гостиный двор. Здесь их встречали и угощали обедом и вином. Сноп весь обед стоял на столе.
В этот день во многих местах в церковь приносили семена и колосья разных хлебов для благословения и освящения.
Согласно обычаю, пока хозяин или хозяйка не принесут из церкви освященный хлеб, в крестьянской семье в этот день никто не ел мучного, дожидаясь «свяченого куска». Потом таким хлебом открывали праздничную трапезу. Считалось большим грехом уронить хотя бы крошку со стола, а тем более — наступить на нее. Остаток освященного успенского каравая аккуратно заворачивали в чистую холстину и клали за образа, чтобы освященный хлеб впитал целительную силу.
На Руси в этот день бояре угощали своих крестьян, одаривали подарками, деньгами и вообще праздновали очень весело.
Сегодня земля — именинница, по ней грех ходить босиком. В жатве главным образом участвовали женщины, и начинающееся после этих работ время отдыха и покоя в старину называли молодым бабьим летом. Оно продолжалось до Ивана Постного (11 сентября) и называлось малым в отличие от другого — старого, которое начиналось с Семенова дня (14 сентября).
Фото Prostoest.ru