Именно так полковник Уткин называет свои действия в супер-экстремальных условиях
Пусть извинит читатель мое невежество, но буквально до последнего времени я была уверена, что День ВМФ, который так любят в Миассе и так красиво из года в год отмечают,— это праздник ТОЛЬКО для моряков. Да-да, именно так я думала (женщина же! какой с меня спрос!) и, глядишь, долго оставалась бы в счастливом неведении, если бы в редакцию «МР» не пришло письмо…
Из плеяды морских летчиков
Пришло оно от имени капитана Евгения Удалова, проживающего в Нижнем Тагиле и поведавшего о нашем земляке — заслуженном военном летчике России Георгии Уткине.
«Летчик.. — подумала я.— При чем тут летчик, если праздник морской?..»
Всезнающий интернет меня тут же пристыдил, заявив, что в состав ВМФ входят надводные и подводные силы, береговые войска флота (морская пехота и береговая оборона), а также (вот оно что!) морская авиация — береговая, палубная, стратегическая и тактическая.
«О! — удивилась я.— Интересното как!»
Дальше было еще интереснее…
«В преддверии Дня Военно-Морского Флота РФ,— писал капитан Удалов,— хочу рассказать о выпускнике средней школы № 11 города Миасса Георгии Уткине, заслуженном военном летчике РФ, представителе славной плеяды миасских морских летчиков.
Три миасца (Константин Тетерин, Александр Солдатенко, Георгий Уткин) и я, нижнетагилец,— выпускники Оренбургского высшего военного авиационного Краснознаменного училища летчиков имени И. С. Полбина. Мы с Тетериным однокашники, служили на Северном флоте, летали на морских ракетоносцах Ту16. Александр Солдатенко и Уткин выпустились двумя годами раньше нас, несли службу на Тихоокеанском флоте. Увы, Тетерина и Солдатенко уже нет в живых. А Уткин — человек, которым земляки могут гордиться…»
Рекорды не превзойдены
Тут я на ненадолго отложила письмо, стала просматривать присланные Евгением фотографии и документы и наткнулась на служебную и летную характеристику Уткина…
«…За период летной работы освоил 16 типов самолетов. Имеет общий налет 3685 часов 35 минут. Квалификация — «военный летчикснайпер», «летчикиспытатель 1 класса». Работоспособность на редкость высокая. Завидное упорство и настойчивость. Техника пилотирования отличная. В полете самостоятелен, дисциплинирован, инициативен. В чрезвычайных ситуациях действует грамотно, расчетливо, хладнокровно. Энергичен. Уверен, решителен, выдержан. Высокое чувство долга и ответственности».
Это — из летной характеристики.
А вот служебная: «…Принимал активное участие в эксплуатационных испытаниях на самолетахамфибиях в Иркутской области, Красноярском крае, Якутии. На самолете Бе12п «Угрюмый» за 2,5 месяца 1997 года выполнил 242 сброса воды массой 1452 тонны. За один вылет с аэродрома базирования достигнута рекордная производительность — 42 сброса 252 тонн воды на очаги лесных пожаров. Рекорды не превзойдены и по сей день.
При ликвидации последствий землетрясения на Южных Курильских островах в октябре 1994 года в течение первых пяти суток возглавляемый им экипаж на самолете ТАНТК был единственным средством, способным оказать помощь пострадавшим (доставка медикаментов, продуктов питания, одежды, палаток и т. д.)».
«Как глиссер, плыли к берегу»
Ого! Похоже, мы добрались до главного…
«Тихий океан — он ведь только первооткрывателям казался тихим. А те, кто проходил там службу, этого никогда не скажут. Набор всех катаклизмов Землиматушки собран там в кучу. Землетрясение есть, шторм есть, нелетная погода, как говорится, на грани фола,— читаем в письме Евгения Удалова.— В далеком 1994м году в районе Курильской гряды произошло одно из многочисленных землетрясений. На острове Шикотан люди оказались в бедственном положении. Цунами смыло все запасы продовольствия и медикаментов. Были раненые. Много женщин и детей оказались в бедственном положении.
Экипажу гидросамолета поставили задание, которое надо было выполнить любой ценой — ведь в те годы в МЧС еще не обладали теми силами и средствами, как сейчас. Пятеро суток экипаж выполнял спасательные рейсы на острове. К берегу было не подойти — мешало сильное волнение. Производили посадку более чем в 100 километрах от побережья и, как глиссер, плыли к острову. С трудом выводили груженую машину на берег, разгружались — и все это в условиях непрекращающихся подземных толчков и шторма. «Обычная работа», как потом скажет об этих рейсах ваш земляк полковник Уткин…»
Вот такое письмо… И все же само-есамое главное — впереди! Полковник Георгий Уткин и капитан Евгений Удалов каждый год приезжают в Миасс на День ВМФ. Были и нынче. Мой коллега Максим Туманов встретился с ними и узнал много такого, о чем умолчал автор письма… Ему — слово.
Наталья Корчагина
«Мне по жизни везло»
Ордена Мужества Георгий Уткин получил за помощь пострадавшим при землетрясении и посадку самолета при отказе обоих двигателей.
Полковник Георгий Уткин, хотя и живет сейчас в Москве, на День ВМФ в Миасс приезжает каждый год. Здесь его ждут родственники, друзья и сослуживцы. Здесь похоронены родители и старший брат. В этом году Уткин решил задержаться на малой родине почти до Дня ВВС, который отмечается 12 августа. Этот праздник он тоже по праву может считать своим: заслуженный летчик-испытатель России Георгий Уткин отдал авиации 27 лет жизни.
Будущий орденоносец родился в Миассе в 1960 году. Учился в школе № 5, окончил 11ю. Никогда не забудет, как ровно сорок лет назад прямо с выпускного весь класс провожал его в Оренбург, поступать в летное училище. Окончив его в 1981-м, получил назначение в авиацию Черноморского флота, потом Уткина перевели на Тихоокеанский. Приморье, Хабаровский край, Чукотка, Камчатка, Сахалин, Курилы — весь Дальний Восток он знает как свои пять пальцев.
Мужчина с биографией
Говорить о собственной персоне Георгий Уткин не любит. — Не хочу себя афишировать,— объясняет он.— О друзьях, сослуживцах — сколько угодно.
Тем не менее коекакие интересные подробности его насыщенной биографии выяснить удалось. Уткин награжден двумя орденами Мужества, тремя медалями «За боевые заслуги», медалями МВД, ФСБ, Минобороны, «За спасение погибавших», «За отвагу на пожаре».
Первый орден Мужества получил за оказание помощи пострадавшим при землетрясении на Южных Курилах 5 октября 1994 года. С 94го по 97й участвовал в тушении лесных пожаров на востоке России — в Хабаровском крае, Якутии, Иркутской области. С нынешним министром обороны
Сергеем Шойгу знаком еще с тех времен, когда тот работал в МЧС,— Уткин в условиях, приближенных к боевым, тушил крупные пожары на самолетахамфибиях Бе200.
— Обычно взлетаем с суши, садимся на воду, а тут пришлось наоборот,— вспоминает Георгий Филимонович.— Очень ответственная работа, с которой справится не каждый летчик.
Он справился. Как справлялся со всеми боевыми задачами, которые ставило командование. К примеру, на Северном Кавказе, где служил с 1995 по 1997 годы. Как справился с внештатной ситуацией в 1997м, когда на одном из военных аэродромов после взлета на высоте 100 метров у самолета сначала отказал один двигатель, потом второй… Несмотря на это, Уткину удалось успешно посадить машину, за что он был удостоен второго ордена Мужества.
— Медали «За боевые заслуги» я получил за обеспечение пусков новых перспективных ракет, предназначенных для уничтожения морских целей, и боевые действия,— скупо делится герой.
«Выжил — и хорошо»
— После увольнения с военной службы немного полетал в гражданской авиации, потом пригласили в летчикииспытатели,— продолжает Георгий Уткин.— Работал в Таганрогском авиационном научнотехническом комплексе имени Бериева и в 929м Государственном летноиспытательном центре имени Чкалова в Ахтубинске. Летал на 16 типах самолетов грузоподъемностью до 190 тонн разработки КБ Бериева, Ильюшина, Туполева, Яковлева, чехословацких специалистов.
Летал до 2004 года. Звание заслуженного летчикаиспытателя было присвоено лишь спустя двенадцать лет.
— Долго документы шли,— рассказывает капитан.
Но не звания и награды — главный итог летной карьеры Георгия Уткина.
— Мне по жизни всегда везло на командиров, начальников и подчиненных,— говорит Георгий Уткин.— Это очень надежные ребята, преданные своему делу, никогда не бросят, всегда помогут. Вся жизнь очень интересная. О некоторых эпизодах не хочется вспоминать: выжил — и хорошо. Были такие на испытаниях на Кавказе. Мне снятся эти полеты, они всегда будут сниться. Как говорят, летчики — единственные люди, которые не могут отвыкнуть от своей молодости.
Максим Туманов