При газете?..
Очередная веха в «театрализации» Миасса наступила в 1944 году.
Как вспоминал позже бывший директор «Энергии» В. А. Рязанский, «кинотеатр тогда был единственным очагом культуры в городе, но многие миасцы горели желанием воплотить героическую борьбу с фашистами в сценических образах. Члены горкома партии приняли активное участие в решении вопроса о создании самодеятельного драматического коллектива. И он был создан при… редакции «Рабочей газеты». Режиссером был назначен литсотрудник газеты, эвакуированный из Ленинграда актер Театра миниатюр И. Ларин, а директором горисполком утвердил С. Манн, руководившую в то время самодеятельным оперным ансамблем треста «Миассзолото».
Софье Артуровне предстояло собрать коллектив будущего театра, и это удалось достаточно легко: самодеятельные артисты мечтали выйти на театральные подмостки. Второй задачей стало изыскание средств. И с ней директор справилась, организовав концерт, сборы от которого поступили в кассу театра.
«Конечно, я выполняла обязанности не только директора,— вспоминала С. А. Манн много лет спустя,— но и администратора, бухгалтера, реквизитора, оформляла спектакли, а подчас была просто разнорабочим. И коллектив работал, не считаясь со временем».
МХАТ приветствует!..
Миасский рабочий театр открылся 2го июня 1944 года спектаклем «Не было ни гроша, да вдруг алтын». «Рабочая газета» посвятила этому событию целую полосу, поместив фотографии артистов З. Г. Фурман, В. В. Воробьева, И. А. Ланина, З. К. Грачевой, Г. И. Хазанова.
11го июня в адрес редакции «РГ» пришла телеграмма из МХАТа, подписанная его директором, знаменитым актером и режиссером Иваном Москвиным: «МХАТ сердечно приветствует новый Миасский рабочий театр, видя в нем новый очаг советской культуры Урала. Москвин». Откуда в столице узнали о нашем театре?.. Загадка…
Помощь… париками
В августе 44го приехавшие на гастроли магнитогорцы взяли шефство над молодым учреждением культуры и «оказали ему практическую творческую и материальную помощь (костюмами, париками, материалами для оформления сцены и т. д.)».
В декабре театру отвели нижний этаж клуба Силкина, на ремонт которого областной отдел культуры отпустил 100 тысяч рублей. «Несколько позже,— рассказывала Софья Манн,— нам было предоставлено приспособленное под клуб помещение бывшего магазина «Золотоскупка».
Артисты, трудившиеся на ниве искусства бесплатно, без отрыва от основной работы, сумели поставить за вторую половину 1944 года семь пьес.
Ремонт затянулся
В первую годовщину создания театра «Рабочая газета» с гордостью перечислила на своих страницах актеров, «составляющих лучшие силы художественной самодеятельности города»: С. Фурман (педагог), В. Рязанский (работник горкома), Будзиманова (педагог), Кольцова (врач), П. Макарова (бухгалтер), Г. Бергер (педагог), Е. Брыкова (воспитатель), И. Левакин (мастер ремесленного училища), Т. Шумаков (студент), И. Осипова (счетовод), Б. Аникеев (студент), И. Боброва (педагог),
А. Купцова (служащая), П. Фетисова и Т. Растворова (студентки).
В том же 1946 году городу выделили средства на ремонт дома купца Бакакина (магазин «Золотоскупка»), где квартировал театр. Ремонт затянулся надолго, приостановив деятельность труппы.
«Все работы вели пленные немцы,— вспоминал позже Борис Миронов, автор книги «Война была еще вчера».— После ремонта здание выглядело как яичко к Христову дню. Внутренние помещения сверкали и переливались, все потолки были украшены лепниной. Возможно, она была и раньше, но ничего подобного я прежде не видел…»
К этому времени Софья Артуровна оставила театр, так как не считала себя достаточно компетентной для выполнения обязанностей директора.
Куда делись «лучшие силы»?
18 июля 1947 года газета радостно сообщила: «Сегодня Миасский городской драматический театр поднимет свой занавес в новом переоборудованном помещении. На днях здесь закончились отделочные и малярные работы. В здании, помимо капитального ремонта и установки центрального парового отопления, проведены большие работы по электрооборудованию сцены, освещению фойе, зрительного зала, вестибюля, на сцене сделан поворотный круг и т. д. Сегодня это помещение — одно из лучших в городе».
За вторую половину 1947го театром было поставлено 54 спектакля.
1948 год принес еще ряд премьер, пространные отзывы о которых газета регулярно помещала на своих страницах. Только вот в перечне актеров, исполнявших главные и второстепенные роли в новых спектаклях, мелькали почемуто совсем иные фамилии, нежели ранее…
Захотелось узнать: куда делись «лучшие силы художественной самодеятельности города»?..
Ответ нашелся в газетной заметке от 1 мая 1948 года. «В первомайские дни первого послевоенного года население Миасса смотрело первые пьесы самодеятельного рабочего театра,— писал Д. Островский, новый директор драмтеатра.— В то время это было большим достижением, хотя театр не имел постоянного квалифицированного состава артистов и даже собственного помещения. Но этот театр вскоре уже не смог удовлетворить непрерывно возрастающие культурные запросы трудящихся. Пришла необходимость в создании настоящего профессионального
театра. Такой театр был организован в июле 1947 года».
Чужие или свои?
Вот теперь все становится ясно: начавшись как самодеятельный, театр уже через год пополнился чужими, приглашенными извне артистами, и стал профессиональным.
Как же шли дела у новой труппы?..
Если верить результатам ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Миасского драмтеатра, которые хранятся в городском архиве, то отнюдь не гладко.
План по спектаклям за 1947 год, например, был выполнен только наполовину (54,9 %),
а по количеству зрителей — вообще на одну треть (34,4 %). Драмтеатр оказался в тяжелом финансовом положении…
Исполком обязал директора театра «мобилизовать коллектив на выполнение плана; провести работу по лучшему обслуживанию зрителя, художественному оформлению рекламы, популяризации постановок; ввести продажу билетов на предприятиях и организациях».
Как без него жить?.. Зимний театральный сезон 1948 года открылся пьесой Островского «Без вины виноватые» в постановке худрука Ю. Милославского, затем последовали еще два хороших, добротных спектакля — «Поздняя любовь» Островского и «Вы их знаете» Морозовых .
Казалось бы, финансовое положение должно было выправиться. На итоговой сессии депутаты горсовета высказывались о театре с явным одобрением: «Мы имеем свой театр, красивый, уютный. Театр любят и не представляют, как можно без него жить. Коллектив актеров за год имеет ряд больших творческих удач. Хорошо принимали спектакли «Молодой человек», «Пути-дороги», «Бедность не порок», «Таня».
Танцы в антрактах
Однако на том похвала закончилась, и началась критика. «Правда, в нем еще много недостатков: отсутствие курительной комнаты, малый размер сцены,— сетовал народный избранник.— Основной же недостаток — редкая постановка новых пьес. Ошибка театра — допущение танцев в антрактах, что возмущает серьезного зрителя. Давать танцы после драмы — значит убить
то впечатление, то настроение, которое получено от пьесы. От этого театру пора отказаться. Я знаю: театру нужны деньги, но тогда надо давать концерты и соединять их с танцами». «Театр сейчас находится в тяжелом экономическом положении»,— подытожил докладчик и пояснил причину:
«За последние годы он получал государственную дотацию в размере 220 тысяч рублей, а сейчас многие театры Союза повсеместно сняты с дотации. Снят и наш театр. А театр новый, растущий. У него нет запаса декораций, костюмов, париков. Нужно все приобретать заново. Постановка новой пьесы театру обходится в среднем в 10 000 (7000) рублей. Зарплата коллективу — 28.000. Отопление, освещение, телефон — 10 000. Для покрытия этих расходов надо ежедневно иметь 2200 рублей. Безусловно, театру будет трудно справиться. Потребуется помощь предприятий и профсоюзных организаций».
За нерентабельностью
Перед началом зимнего творческого сезона 1949 года драмтеатр был полон новых планов, обещал зрителям постановки по пьесам Симонова, Тренева, Мдивани, Шиллера, утренние спектакли
для школьников…
Однако радужным мечтам артистов не суждено было сбыться. За нерентабельностью театр был расформирован, а культурное обслуживание Миасса возложено на Челябинск и Златоуст…