С тем, что Миасс — город театральный, вряд ли кто поспорит. Драмкружки и студии, имеющие «свое лицо», есть практически во всех учреждениях культуры, и когда объявляется очередная премьера, залы в ДК не могут вместить всех желающих ее посмотреть.Столь живой и искренний интерес к театру — отнюдь не веяние нового века. Любовь миасцев к искусству Мельпомены насчитывает более сотни лет.
Ищем истоки
Признаюсь, я тоже неравнодушна к театру. И когда в одном из краеведческих сборников «Истоки»
нашла информацию о том, что в военные годы в Миассе был организован собственный театр, то очень порадовалась за земляков.
Порадовалась — и заинтересовалась: каким был миасский театр? какие пьесы ставил? кто играл
в нем? как долго существовал и почему закрылся?..
Погрузившись в тему, обнаружила много любопытного, и в первую очередь — то, что истоки интереса миасцев к театру уходят в дореволюционные и первые послереволюционные годы, когда роль театрального центра в городе играло бывшее управление золотопромышленной компании (ныне контора МНЗ).
«Публика прощала нам пробелы…»
С конца 1916 и всю первую половину 1917 года здесь выступал первый русский драматический кружок рабочих-напилочников.
Активист рабочей самодеятельности Александр Тозиков вспоминал на страницах «Миасского рабочего» о забавном эпизоде, случившемся с ним во время показа гоголевской «Женитьбы»: «У девчат не получалась роль старухисвахи. Руководитель кружка
Михаил Харитонов предложил стать свахой мне. На втором представлении получился конфуз. Расхваливая невесту перед женихами, я зацепился сарафаном за кресло,
и изпод платья показались военные зеленые брюки
и мужские сапоги!.. Зал долго грохотал от смеха. К счастью, публика тогда была непритязательная и прощала нам пробелы в игре».
Драмкружок просуществовал недолго и после контрреволюционного переворота в мае 1918 года распался.
Драмкружок напилочников. Возможно, именно эти люди играли в бывшем управлении золотопромышленной компании.
Общественность требует!
Но в душах земляков все-таки зрела страстная мечта о настоящем драматическом театре. В 1934 году на отчетно-перевыборных собраниях Миасского горсовета горожане не раз вносили предложения «построить драмтеатр или надстроить второй этаж над кино «Энергия».
В 1935 году идея театра проникла на страницы «Рабочей газеты» через письма рабкоров: «Общественность требует создать в Миассе театр, тем более, что и возможности имеются. Помещением для театра прекрасно может служить бывшая Петропавловская церковь!».
В наикратчайшие сроки
Казалось бы, неосуществимая и заведомо глупая идея — открыть профессиональный драмтеатр
в захолустном городишке!.. Но уже в марте 1936 года горисполком объявляет
об организации театра, готовит смету с учетом расходов на оборудование сцены, устройство гримерок для артистов, переброску труппы.
Утверждается двухмесячный репертуар (с условием использования в массовых сценах местных работников ТРАМа — театра рабочей молодежи). Директором театра назначают Михалева и обязывают его «в наикратчайшие сроки открыть театр» и «полностью обеспечить артистов квартирами в частном секторе».
Аншлаг на кассе, полон зал…
К середине марта «артисты открывающегося театра драмы и комедии съехались полностью и приступили
к работе над пьесой Погодина «Аристократы» в постановке Е. И. Прейса».
20 числа в «Энергии» состоялась долгожданная премьера, которая сопровождалась «аншлагом
на кассе, переполненным залом и той особой теплотой, с которой встречали зрители артистов, впервые выступающих в Миасском профессиональном театре».
«Рабочая газета», однако, смотрела на происходящее достаточно трезво. Одновременно с хвалебной рецензией на спектакль на ее страницах появляется заметка иного, тревожного плана, исподволь предвещающего судьбу провинциального театра.
«Зрительный зал не должен пустовать,— пишет журналист.— А угроза в этом направлении есть большая. Театр начал работу, а ни одна профсоюзная организация еще не забронировала за собой целевые спектакли, не откупила мест для стахановцев, не организовала продажи билетов на производстве. Плохо налажена и помощь театру. В результате мы имеем убого оборудованную сцену и безобразную постановку работы в раздевалке».
Каждую неделю — спектакль
Начиная с 20 марта в оформлении афиши «Рабочей газеты» происходит изменение, свидетельствующее о четком разделении двух видов искусства: в одной рамочке печатается то, что идет в ТЕАТРЕ «Энергия», в другой — то, что демонстрируется в КИНО «Энергия».
Конечно, и кино, и театр — это один и тот же зал, но фильмы в нем показывали в пять и семь часов вечера, а спектакли — в девять.Удивляет, что каждую неделю труппа успевала подготовить и показать новый спектакль: «Коварство и любовь» Шиллера, комедия «Я вас люблю», «Сердце в ремонте», «Мятеж»,
«Платон Кречет» и другие.
Не все они пользовались успехом (не хватало времени?). Комедия «Я вас люблю», например,
с треском провалилась, зато «Платон Кречет», по мнению журналиста В. Гравишкиса, взявшего на себя роль театрального обозревателя,— «одна из лучших постановок нашего театра». 12 мая театр дал, по всей видимости, свои последние спектакли, после чего афиша исчезла со страниц газеты.
Что произошло?.. Да ничего особенного: просто прошли два месяца, труппа выполнила свои обязательства, артисты разъехались по домам.
30-е годы. Сцена из оперы «Аида» в исполнении оперного ансамбля «Миассзолото» (руководитель Софья Манн).
Ничего, кроме кино и клуба
В 1937 году в местной печати началось обсуждение вопроса, нужен ли Миассу оперный театр. Рабочие, служащие, интеллигенция — все настаивали на открытии театра, оперного или драматического. И снова
не обошли вниманием Петропавловскую церковь. «Вношу предложение на месте Петропавловской церкви выстроить театр, использовав фундамент, кирпичи и другие материалы ликвидируемой церкви»,— предлагал известный миасский геолог Николай Кураев.
Два года спустя (1939 год) вопрос об открытии театра в Миассе поднимается вновь. В письме, опубликованном «Рабочей газетой» в начале января, работники напилочного завода (технический руководитель Гасленко, начальник плановой группы Суродин, старший нормировщик Пермяков, старший бухгалтер Засыпкин) заявляют: «В редком городе нашего Союза нет драматического или другого театра.
Но в Миассе, кроме кино «Энергия» и клуба имени Силкина, нет других мест для культурных развлечений. Миассу необходим постоянный театр или, в крайнем случае, надо пригласить профессиональную труппу артистов».
Увы, и этот «глас народа» услышан не был…
Продолжение следует…
На главном фото: Участники «Живой Театрализованной Газеты,» станция Миасс. 1931 год.