Проводились ли эстафеты имени «Рабочей газеты» в военные годы?.. В редакции подшивки 1940-1946 годов отсутствуют, а в музее нашлись, хотя и не все.Спорт и война
Предвоенная эстафета прошла 11 июня 1941 года с участием 21 команды, из которых больше половины (14) выставило спортивное общество «Учитель», три года подряд занимавшее первое место. Однако на этот раз победила сборная «Миассзолото».
Любопытно, что в газете эстафета названа четвертой, хотя, по идее, должна быть пятой. Что это — ошибка редактора или в 1937 году состязания всетаки отменили изза непогоды?..
В 1942 году лидером назвали команду «предприятия, где директором т. Дурнов». Еще одна загадка: газете не было известно название предприятия или предприятие было засекреченным, номерным?..
Начиная с 1944 года газета (а значит, и соревнование) меняет название. Теперь эстафета носит имя «Миасского рабочего». В победном 1945-м на старт выходит всего пять команд, побеждает «Торпедо» (автозавод).
Знамя — в собственность
В 1947 году эстафета впервые прошла в День Победы. Среди 19 команд лидировали автозаводцы.
Год спустя стартовало уже 37 команд и 300 физкультурников, причем автозаводцы, трижды не уступавшие первенство, получили Красное знамя «Рабочей газеты» в собственность.
Среди юношеских и детских команд особо отличилась школа № 4 и ее физрук Астафьев (читай ниже). В массовости не было равных школе № 1, сумевшей выставить восемь спортивных команд.
А «на десерт» — гребля
1949 год показал возросшую популярность спорта в Миассе: число командучастников увеличилось до 69 (!) Май 1950 года не порадовал теплом, но, тем не менее, на эстафету явилось 672 человека (48 команд). Первое место завоевал автозавод, за массовость наградили школусемилетку № 11. Главным судьей соревнований был т. Астафьев. После эстафеты на водной станции прошли состязания по гребле.
Конец 1950-х. Борьба до конца дистанции! Фото студента МАМТ М. Рафикова
Извилистый маршрут
Узнать чтолибо о легкоатлетичеcких соревнованиях 1951 года не удалось. Зато в 1952 году порядок проведения эстафеты изменился. Старт перенесли на площадь Труда, этапов стало 14 (вместо восьми) и пролегли они не только по главным, но и по второстепенным улицам и переулкам.
На таком извилистом маршруте победу одержала команда автотехникума в составе Кулькова, Волковой, Гуржеевой, Похвалиной, Каблукова, Кучина, Родионовой, Ашмариной, Фомина,
Потаповой, Кромер, Богаевой, Крутьева, Едренкина.
44 команды из 616 человек в тот день защищали честь своих физкультурных коллективов.
Пели медные трубы…
В 1953 году в рамках праздника, видимо, впервые выступили гимнасты педучилища с вольными упражнениями, а также прошла встреча по футболу.
Год спустя газета предложила читателям вдохновенный репортаж с очередной эстафеты
под названием «Состязание выносливых»:«Прохладная погода стояла в первые дни мая. Дождевые тучи порою кругом обкладывали небо. Земля, едва подсохнув, вновь размокала от дождя. С беспокойством ждали 9 мая спортсмены, многих тревожила мысль: а вдруг опять дождь, трасса размокнет, будет нелегко. Ведь эстафета начнется в любую погоду. Но в последний день облака рассеялись. День был как по заказу — ясный, солнечный, бодрый. Густая толпа болельщиков обступила небольшое пространство около трибуны, где уже пели медные трубы духового оркестра, красовались полотнища с надписями «Старт» и «Финиш», развевались на ветру знамена спортивных обществ…»
Из 714 человек (51 команды) вырвалась в лидеры «Искра» в составе Политова, Колмаковой, Приданникова, Кузьмичевой, Кабанцева (читай ниже), Евсеева, Приданниковой, Мальцевой, Немытина, Рязанского, Зубковой, Дядина, Лоскутовой, Лобачева.
Эстафета 1955 года огорчила организаторов падением массовости. Если верить газете, на соревнования явилось всего 38 команд, и вместо 700, как было год назад, на старт вышло чуть более 500 человек.
И снег, и ветер…
Впрочем, два года спустя участников стало еще меньше — около 400, что, в принципе, можно было объяснить ненастной погодой.
К слову, погода зачастую была довольно неблагосклонна к бегунам — например, в 1964, 1966, 1967, 1969, 1971, 1983, 1985 и т.д.
Но не только погода вносила разнообразие в строгий регламент состязаний. Время от времени менялось посвящение эстафеты какимлибо датам. Помимо основной (День печати), которая, собственно, и дала ей когдато старт, добавлялись посвящения то 50летию газеты «Правда» (1962 год), то 50летию образования СССР (1972 год), то 100летию современных Олимпийских игр (1996 год). В 1961 году впервые легкоатлетические состязания назвали эстафетой «на приз» (вместо «имени») газеты «Миасский рабочий».
…Плюс велосипеды!
А через год произошли кардинальные изменения: событие, которое более 20 лет обитало в старгороде, перенесли в поселок Октябрьский (такое название носила нынешняя центральная часть).
Старт назначили у здания МГРТ. Физкультурники прошли маршем по проспекту Сталина (ныне — Автозаводцев), а затем разошлись по этапам, количество которых для первой группы (предприятия, техучилища, МГРТ, МАМТ и другие) равнялось 22м, а для второй
и третьей групп (МНЗ, МЭА, школы, профтехучилища и т.д.) — 15ти. Трасса «сильнейших» составляла 10900 м и пролегала до поселка Строителей и обратно.
1962 год внес очередное новшество: легкоатлетической эстафете предшествовали 10-километровые гонки велосипедистов. Если верить газете, велосипедисты выходили на старт не каждый раз, а с перерывами: в 1966-1970, а также в 1977 году.
Новинкам нет числа…
Особенностью эстафет 1963-1964 стало участие в них физкультурных коллективов не только Миасса, но и Чебаркуля.
В 1967 году соревнования начались с вручения наград победителям первенства города по волейболу, а также почетных грамот за хорошую спортивномассовую работу физкультурным коллективам школ № 3, 15, 29 и их физрукам Б. Николаеву, В. Лыкову, А. Васильеву. Вручал их председатель оргкомитета, редактор «МР» Александр Филиппович Филипоненко.
Трассу 35й эстафеты организаторы сократили до 7400 метров, проложили по прямой (проспект Автозаводцев и улица 8 Марта), а старт перенесли на площадь около администрации.
36-я также не обошлась без новинки: впервые был учрежден приз за лучшее оформление этапа, и получила его команда школы № 27 (физрук А. Осинцев).
Шоколадки — авансом!
С 1980 года на должность главного судьи заступил Сергей Полев, который выполнял эту обязанность до прошлого года. Но тогда рядом с ним, новичком, были настоящие «зубры» эстафеты: судья республиканской категории Владимир Задонский, пребывающий в должности помощника судьи более 30 лет, преподаватель МГРТ Геннадий Ершов, много лет отвечающий за радиорепортаж, и другие.
«Нынешняя эстафета во многом отличается от предыдущих,— пишет в 1988 году «МР»,— так как время требует отходить от канонов…»
И перечисляются отличия: вопервых, теперь в соревнованиях могут участвовать и детские сады; вовторых, командамучастникам разрешается быть чисто мужскими или чисто женскими и, втретьих, состязания проводятся на укороченной дистанции из 10 этапов.
Конечно же, маленькие дебютанты привлекли особое внимание болельщиков — и оправдали их надежды: в беговой эстафете (10 этапов по 60 м) победили малыши ДОУ № 99, в комбинированной (бег со скакалкой, гонки на велосипедах и самокатах) лидировал ДОУ № 59. Увы, в 1995 году ливень помешал юной смене выйти на старт, однако каждому из них все равно вручили шоколадки — авансом!
«Царские» подарки
1991 год внес очередные изменения в эстафетную трассу и отличался большим количеством подарков (электробритвы, велосипеды, посуда, мужские рубашки, электроплойки).Справедливости ради стоит сказать: несмотря на экономические трудности, город старался одарить победителей поцарски. Так, в 1995 году ветеранам спорта, открывавшим парад, вручили 40 спортивных костюмов Reebok.
А в 1998 году подарков было еще больше: долгожителю эстафеты Виктору Алаеву, директору СДЮСШОР, бежавшему в 27 раз, спецприз вручила фирма «Базальт», а компания «Воды Урала» наградила командыпобедительницы ящиками с газировкой. Невольно вспомнишь, как 40 лет назад, на заре эстафеты, ее участники бились только за грамоту, Красное знамя и статуэтки каслинского литья…
Под занавес — интрига
В соревнованиях 2000 года, посвященных 55-летию Победы, число команд чудесным образом оказалось равно 55.
Два года спустя в число устроителей эстафеты вновь вошла редакция «МР», учредившая переходящий кубок и призы для победителей.
В 2005 году ровно 50 команд стартовало по измененному маршруту, который на этот раз пролег только по главному проспекту. В честь 60летия Победы в беге приняли участие ветераны, «звездная» команда которых (в количестве 10 человек общим возрасом 500 лет) гордо несла необычную эстафетную палочку — факел-звезду.
Отметим, что начиная с 2000 года эстафета посвящалась только Победе (кроме, разве что, 2003 года, когда добавилась еще одна дата — 230летие Миасса) и проходила только 9 мая. Исключением стал 2015 год: изза погодных катаклизмов пришлось перенести старты на неделю позже.Завершая краткий экскурс в историю, как уже говорилось, самой многолетней спортивной традиции Миасса, мы не смогли удержаться от интриги.
В книге «Спорт в Миассе: история, люди, события» есть любопытная фраза: «С начала 30-х годов постоянно проводилась эстафета на приз газеты «Миасский рабочий». Смутили «30-е годы». Подумалось: «Ну, ладно — опечатка…»
Но в альбомах музея спортивной славы обнаружились отсканированные снимки, подпись под которыми гласила: «Эстафета имени «Рабочей газеты», 1931 год».
И таких снимков — несколько! Смеем предположить, что, возможно, надпись на обороте снимков была не слишком разборчива, изза чего «1937» прочитали как «1931». Но так ли это?.. Возможно, наши читатели раскроют эту тайну.
штрихи к портрету
Вениамин Маркович АСТАФЬЕВ (1919-1993)
Участник Великой Отечественной войны.
С 1946 г. работал в школе № 4 и ДЮСШ гороно (отделение спортивной гимнастики).
В 1949 г.— тренер ДЮСШ.
Подготовил 20 мастеров спорта, более 50 кандидатов в мастера спорта.
Отличник физической культуры (1964 г.), отличник народного просвещения (1967 г.)
Мы стали мужчинами…
«В послевоенные годы Миасс был удивлен: какаято семилетняя школа № 4 начала выигрывать одни соревнования за другими, потеснив 8ю, 12ю и (страшно сказать!) среднюю школу № 1. А уж когда ребята этой школы шли на демонстрации, то обязательно поражали народ ладностью, красотой строя, интересными упражнениями.
Разгадка нашлась скоро: в школе появился необычный физрук — Вениамин Астафьев, российский солдат, награжденный боевыми орденами и медалями.
Астафьев был примером развития физически и морально крепкой личности. Когда летом он появлялся на стадионе в белых гимнастических брюках, белой майке с узкими лямочками, ладный, мускулистый,— от него глаз было не отвести.
При Астафьеве в городе возникла и окрепла гимнастика. Из простого кружка она выросла в школу юных спортсменов, где тренером и душой был Астафьев.
Нам, молодым ребятам, гимнастическая и моральная подготовка, заложенная Астафьевым, очень много дала для становления. Мы стали мужчинами, способными совершать большие дела, крепко стоять на ногах.
Б. БОГАЧЕВ. «МР», 25.04.1995 г.
Зиновий Давыдович КАБАНЦЕВ (1926 г.)
Участник Великой Отечественной войны. Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу». Выпускник Миасского педучилища физвоспитания, преподаватель физкультуры.
Легкий на бег
«— Я рос в деревне, какой там спорт? — рассказывал Зиновий Давыдович.— «Тпру» да «ну» — вот и все. Зато в армии без спорта — никуда. Первый раз бегал в Клину. Спросили: «Хорошо бегаешь?» — «Хорошо,— говорю,— всех вас обгоню!» А рядом стоят офицеры не только из нашего, но и из других полков. Знакомые ребята одолжили трусы. Стартовали на три километра — и я всех обогнал, первое место занял. Окружили меня офицеры: «Ты, небось, мастер спорта?» — «Да какой я мастер! Просто легкий на бег!»
Так начались триумфальные забеги Кабанцева на армейских, полковых, дивизионных, корпусных соревнованиях — и каждый раз он поднимался на пьедестал почета.
А когда поступил в педучилище физвоспитания, то ни одного соревнования не пропускал — будь то эстафета на приз газеты «МР» или забег памяти Феди Горелова…»
«Спорт в Миассе: история, люди, события».
На главном фото: 1960-е. Первый на финише — №1!