Cегодня, 2 февраля, — Ефим, Ефимий зимний, Ефимки.
Февраль — месяц метелей. Наши предки давно это знали и говорили так: «Вьюги да метели под февраль налетели». О том, ожидать ли метели, узнавали по поведению домашних животных: если кошка скребла пол или куры хвостами вертели, то надо было готовиться к сильному ветру со снегом.
Крестьяне считали метели существами одушевленными — в них, якобы, пряталась нечистая сила. Вихровой, обитающий в вихре, иногда показывался людям мужчиной, которого можно ранить, бросив в вихрь нож. В вихре могли прятаться два старика с большими рогами и собачьими ногами, огромный человек, машущий руками, а также леший, покойники, черти.
В некоторых областях считали, что любой ветер представляет собой возню чертей, а в любом вихре вертится дьявол, увидеть которого можно, если согнуться и посмотреть на кружение пыли между ног. Иногда завихрения воздуха возникали во время свадьбы чертей или венчания сатаны с ведьмой или лешего с лешухой. Возня чертей (метель) могла быть и выражением радости оттого, что еще одна христианская душа оказалась в их лапах.
Иногда считали, что буря разыгрывается перед чьей-то безвременной смертью.
Поговорка: «На Ефима с печи слезай — о Масленой гадай» — означала, что по погоде в этот день можно было предсказать погоду на Масленицу и на лето. Если в полдень светило солнце — лето будет дождливым, а если дул ветер, то весь год должен был быть сырым.
Фото gorkiv.by