Cегодня, 18 января, — канун Крещения, знаменитый «крещенский вечерок», время разгула нечистой силы, которая стремится проникнуть в дом.
Чтобы оградить жилище, крестьяне рисовали мелом кресты на всех дверях и оконных рамах. Не поставишь в Крещенский сочельник креста на дверях — быть беде, считали в старину.
Если же нечисть все же проникла в дом, то избавиться от ее проказ можно было следующим образом. В полу дома находили сучок, который может быть просто обозначен в паркетной доске. Безымянным пальцем правой руки обводили сучок треугольником, затем наступали на него левой ногой и произносили: «Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь».
В этот вечер много гадали. Выходили вечером на перекресток и окликали суженых. Если девушке попадался навстречу молодой парень — хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование.
Существовал обычай, который нравился и парням, и девушкам, — спрашивать имя у прохожих. По народной примете, так будут звать будущего жениха или, соответственно, невесту.
В ясный лунный крещенский вечер девушки ходили к дверям запертой церкви и слушали тишину: некоторым чудился венчальный хор, либо заупокойная служба, либо колокольчик (замужество), либо глухой стук (скорая смерть).
Девушки частенько бросали через забор башмачок с левой ноги. В какую сторону указывал носок башмака — оттуда и ждать жениха. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.
В этот вечер собирали снег для беления холстов, для бани. Крещенским снегом исцеляли недуги, умывались, поэтому воду из него хранили долго. Верили, что если собранный снег бросить в колодец, то вода в нем весь год не пересохнет и не испортится.
В этот же день купались в проруби, причем те, кто гадал в ночь под Новый год, на Святки или на Крещение, должны были окунуться обязательно — тем самым они смывали грех.
Вечер накануне Крещения назывался голодным (постным): принято было есть только сочиво (особое кушанье из зерен), а также постную кашу, овощные блины и медовые оладьи.
Фото etnoxata.com.ua